Игроки: Путь от доступак сервисам

Microsoft

Производитель программного обеспечения. Крупнейшие акционеры – председатель правления Билл Гейтс (7,55%) и генеральный директор Стив Баллмер (4,66%). Капитализация– $247,23 млрд. Финансовые показатели (9 месяцев финансового года, завершившиеся 31 марта 2010 г.): выручка – $46,45 млрд, чистая прибыль – $14,24 млрд. Корпорация основана в 1975 г. Штаб-квартира – в Редмонде (США). С ноября 1992 г. в России действует представительство Microsoft.

Многие годы на различных мероприятиях и в прессе идет разговор о трансформации телеком-рынка. О том, что телеком-операторы из компаний, предоставляющих «трубу» для передачи голоса и данных, перерождаются в сервис-провайдеров. Куда же сегодня направить ресурсы? Где найти золотую жилу?

Это модное слово «cloud»

Развитие облачных вычислений, или cloud computing, изменит подход к IT и очень позитивно повлияет на развитие бизнеса телеком-операторов. Это технология, которая позволяет предлагать в аренду IT всех уровней. Благодаря внедрению этой технологии IT превратится в услугу: будут созданы новые бизнес-модели и сложатся новые цепочки создания предложений потребителям.

Арендовать IT могут и частные лица, и компании малого и среднего бизнеса, и государственные структуры, и крупные корпоративные заказчики. Это удобно и выгодно, так как платить нужно только за тот объем услуг, которым действительно пользуешься. Облако легко масштабируется, причем в реальном времени.

Очевидно, что для предоставления подобной услуги будет необходим повсеместный широкополосный доступ – как фиксированный, так и мобильный. Но главное, оператор может стать основным поставщиком IT-услуг и занять ключевую позицию в новых бизнес-моделях. Уже сейчас из шести компонентов облака – инфраструктура (IaaS), программное обеспечение (SaaS), приложения (AaaS), интерфейс, платформа (PaaS), хранение и обработка гигантских распределенных массивов данных (DaaS) – как минимум четыре открывают перед ним новые возможности.

Инфраструктура в аренду

Недавно «Связинвест» объявил о стратегии развития коммерческих центров обработки данных (дата-центров). По информации газеты «Ведомости», «в 2014 г. холдинг может заработать на IT-услугах $165 млн, заняв 1/3 рынка» («Ведомости», 24.05.2010, № 92 (2610). На наш взгляд, очень правильное и продуманное решение. С одной стороны, телеком-компании из-за своей инновационности и специфики бизнеса обладают мощнейшей IT-инфраструктурой и бесценным опытом ее обслуживания. Кому как ни им превратить этот опыт в дополнительный источник дохода? С другой – возможность хотя бы частично арендовать инфраструктуру позволяет компаниям решить проблему с оборудованием в момент пиковых нагрузок, а также существенно снизить затраты на IT: сегодня до 50% «железа» с установленным на нем ПО компании вынуждены держать на случай пиковых нагрузок. И наконец, клиенты доверяют оператору, с которым сотрудничают многие годы, и им удобнее платить одним счетом и за связь, и за IT-услуги.

Программное обеспечение в аренду: рынок есть

Программное обеспечение в глазах пользователя становится услугой, аналогичной телефонии, интернету. По нашим данным, 68% компаний малого бизнеса хотели бы приобретать все услуги у одного сервис-провайдера. Низкие первоначальные инвестиции в IT (не нужно покупать оборудование, ПО, платить за установку и настройку решения), оптимизация расходов (оплата ежемесячно по факту использования), снижение рисков (сервис-провайдер несет ответственность как за бесперебойную работу услуги, так и за юридическо-финансовый аспект), масштабируемость решений (можно легко увеличивать и уменьшать количество пользователей, добавлять новые решения), простота поддержки, возможность использования бизнес-решений, которые ранее были недоступны, – все это делает ее крайне привлекательной для небольших компаний. Обычно это организации, в которых работает до 50 сотрудников. У них часто нет выделенного технического специалиста, нет специального оборудования, нет времени на установку и управление ПО, а также дизайн. По нашим оценкам и оценкам наших партнеров, в зависимости от количества пользователей и вида ПО компания может сэкономить до 85% совокупной стоимости владения решением (TCO) в течение трех лет.

Каков же объем потенциального бизнеса?

По нашим данным, в России около 300 000 компаний малого и среднего бизнеса (до 100 компьютеров). Предположим, что в среднем у них по 30 компьютеризированных рабочих мест. Продажа бизнес-почты как услуги, скажем, за 300–400 руб. в месяц за рабочее место только лишь трети таких компаний в месяц будет генерить дополнительного дохода от $30 млн до $40 млн – это почти полмиллиарда долларов в год.

И спрос на такие услуги уже существует. В этом уверен Алексей Бахтиаров, генеральный директор «Инфобокс», хостинг-провайдера, который уже предлагает подобную услугу на рынке: «На основании анализа, проведенного среди наших клиентов по аренде приложений (несколько тысяч компаний), могу с уверенностью сказать, что, когда клиенты начинают использовать бизнес-решения в модели аренды, со временем многие из них расширяют спектр используемых решений. Например, начав с аренды электронной почты, заказчики переходят к корпоративному порталу и услугам Live meeting. Также хочу отметить, что за прошедший год отток (отношение числа ушедших клиентов к общему числу тех, кто приобрел услугу) пользователей бизнес-решений в данной модели составил менее 1%. Это говорит о том, что, с одной стороны, заказчики видят реальный эффект, а с другой – абсолютно удовлетворены качеством и надежностью услуг».

«Наряду с повышением производительности и эффективности на всех уровнях – как в офисе, так и при удаленной работе, – рассказывает Глеб Архангельский, президент компании «Организация времени», – мы получили решение, которое может расти вместе с нашей компанией и расширяться в соответствии с нуждами бизнеса. Чтобы установить в компании Microsoft Exchange Server, обычно требуется несколько недель, а то и месяцев, начиная с момента покупки лицензий и серверов до запуска в эксплуатацию. Также необходим собственный штат IT-специалистов для его установки и обслуживания. А мы получили решение немедленно и по низкому месячному тарифу».

«С появлением в начале 2008 г. новых объектов недвижимости и ростом численности клиентов наша компания стала испытывать серьезные трудности с мониторингом текущей финансовой ситуации, – вторит ему Алексей Филатов, генеральный директор «ПР-Телеком». – Выбор Microsoft Dynamics NAV для работы в режиме онлайн показался нам наиболее целесообразным: этот вариант не требовал ни приобретения самой системы, ни забот о ее поддержке. Достаточно было включить компьютер и войти в эту систему через интернет, чтобы завести в ней необходимую первичную документацию, а всю дальнейшую процедуру обработки данных и составления необходимых отчетов брали на себя специалисты расчетного центра «Практик».

Лидеры на пике инноваций

Ведущие мировые телеком-операторы, такие как T-Mobile, Deutsche Telekom, Telefoniсa, BT, Orange, уже предлагают подобные услуги. Это дало им от десятков до сотен тысяч абонентов, использующих дополнительные сервисы на базе ПО Microsoft. Самые популярные из них: электронная почта бизнес-класса с возможностями совместной работы на базе Microsoft Exchange Server, решения для корпоративных коммуникаций с возможностью видеоконференций на базе Microsoft Office Communications Server.

В России многие операторы пробуют запускать подобную услугу. Например, «Петерстар» в апреле этого года объявил о запуске услуги: бизнес-приложения от Microsoft в аренду. «В составе наших пакетных решений помимо телекоммуникационных сервисов появляются программные продукты корпоративного уровня, – говорит Евгений Васильев, генеральный директор «Петерстара». – Модель их реализации решит проблему использования лицензионного ПО, прежде всего в малых и средних региональных компаниях за счет очевидной выгодности предлагаемой схемы аренды бизнес-приложений для этого сегмента».

Интерфейс

Очень важный вопрос, каким образом корпоративный пользователь будет попадать в сеть, находясь вдали от своего рабочего места. Особенно этот вопрос актуален для крупных компаний с большим количеством сотрудников, у которых нет в офисе рабочего места, скажем для авиакомпании. Этим сотрудникам, которые находятся в общедоступной коммуникационной среде (домашний интернет и мобильный телефон), иногда необходим доступ к корпоративной сети (проверить расписание полетов и т.п.) с соблюдением всех требований безопасности. Поскольку у всех этих сотрудников обычно есть корпоративная мобильная связь, было бы логично, чтобы мобильный оператор предоставлял авиакомпании такую услугу.

Мультимедиа в аренду

Application as a Service – это услуга для частного потребителя: игровых сообществ, социальных сетей и т.д. Наиболее популярны среди пользователей – развлекательный контент и особенно ТВ и видео. По оценкам аналитиков, в ближайшие годы она будет генерить от 60% до 80% трафика. Если раньше персоницированное интерактивное ТВ, доступное на компьютере, мобильном телефоне и экране телевизора, можно было предлагать только своим абонентам, то уже в ближайшее время благодаря платформе Media Room 2.0, которая поддерживает технологию Over the Top Model, этой услугой смогут пользоваться и клиенты других операторов. С помощью этой платформы можно легко построить облачный вариант будущего интерактивного телевидения и отечественным медийным компаниям.

Будущее уже здесь

Сто лет назад телефон казался чудом. Пятьдесят лет люди удивлялись, кто станет говорить по телефону на ходу, когда есть возможность сделать это дома или на работе. Сегодня мы уже не удивляемся ничему, потому что понимаем – инновации меняют жизнь быстро и выигрывает тот, кто первым почувствует веяние времени. Облако – уже реальность. IT становится услугой, а оператор ключевым ее поставщиком. Тот, кто начнет сегодня, сможет обеспечить лидерство в будущем, изучив потребителя и получив ключевые позиции в цепочке создания потребительских ценностей.