Смена тактики

Мир от антикризисных мер переходит к послекризисным – экстренная помощь компаниям превращается в системную поддержку экспортеров. Россия с переходом медлит

Кризис вынудил страны резко усилить защиту рынков, констатирует Минэкономразвития в глобальном обзоре внешнеэкономических антикризисных мер в 2009 г. и I квартале 2010 г. Правительства повышали импортные пошлины, снижали и отменяли экспортные, вводили административные барьеры, например лицензирование импорта. Пострадавшие государства в ответ тоже прибегали к протекционистским мерам или начинали антидемпинговые расследования.

Но характер поддержки постепенно меняется, указывает Минэкономразвития: в 2009 г. правительства экстренно снижали потери компаний, теперь пытаются создать систему поддержки экспортеров и повысить инвестиционную привлекательность экономик. Антикризисные меры теряют актуальность, пишут чиновники, страны переходят к послекризисным.

Защита от дешевого импорта становится все изощреннее. Некоторым странам помогает девальвация валюты. Ввозные пошлины снижают или отменяют, как правило, для сырья, материалов и оборудования, необходимых для производства импортозамещающей продукции. А, например, США хотят ввести таможенные барьеры для товаров, не соответствующих экологическим требованиям. На рассмотрении сената находится законопроект «О чистой энергии и безопасности Америки», предусматривающий специальные импортные пошлины для товаров из стран, не взявших на себя обязательства в должном объеме по защите окружающей среды. Инвесторов правительства пытаются привлечь налоговыми льготами и субсидиями. Например, Армения ввела отсрочку от уплаты НДС на три года для компаний, которые осуществили вложения более $825 800, Болгария учредила госкорпорацию «Индустриальные зоны», Норвегия удвоила бюджетную поддержку инновационной госкомпании.

Растет роль экспортных кредитных агентств, пишет Минэкономразвития. Бразилия в августе открывает свой Эксимбанк, Египет на 50% увеличил субсидии промышленным экспортерам, Германия расширила систему госгарантий по экспортным кредитам через страховое общество Euler Hermes. Программа экспортного страхования в Китае в прошлом году составляла $84 млрд. Эксимбанк США в прошлом году вышел на рекордный уровень финансирования с момента создания – $21,02 млрд.

Россия выглядит гораздо слабее, комментирует чиновник Минэкономразвития: регулирование пошлинами используется активно, а поддержка экспорта – крайне скудно. По его словам, министерство давно разработало положение об агентстве по страхованию экспорта при ВЭБе, а наблюдательный совет госкорпорации зарезервировал 30 млрд руб. на новую структуру. Но решение о ее создании так и не согласовано с Минфином. Правительство стимулирует крупные сырьевые компании, а не перерабатывающие, говорит председатель «Деловой России» Борис Титов: «Так что мы не почувствовали антикризисных мер, не почувствуем, похоже, и послекризисных».