Снова за руль

Продажи новых автомобилей резво восстанавливаются: во II квартале у новосибирских дилеров они больше прошлогодних почти в полтора раза
С.Портер

Lada в отрыве. 1464

автомобиля было продано в Новосибирской области по программе утилизации за четыре месяца ее действия, сообщал областной минпромторг в июле. Заявок на участие в программе за тот же период было принято 5319, из них 4707 получили «Автоцентр» и «Новосибирск-Лада», 200 – «Сибтрансавто-Новосибирск» (Chevrolet, Opel), 165 – «Автомир-Новосибирск» (Renault, Suzuki, Hyundai), 57 – «Альт-парк» и 52 – «СЛК-моторс».

За январь – июнь в Сибирском федеральном округе продано 25 930 новых иномарок, подсчитал «Автостат». Это на 19% больше, чем в первом полугодии 2009 г. (21 780). Весь рост обеспечен во II квартале: в январе – марте рынок продолжал падать (минус к I кварталу 2009 г. – 14,4%), а за апрель – июнь продажи резко скакнули до 16 260 авто. Это на 51,4% больше, чем в апреле – июне год назад, и на 68,5% больше, чем в I квартале этого года.

Дилеры Новосибирской области за полгода продали 4090 автомобилей (плюс к прошлогоднему уровню – 13,3%), из них во II квартале – 2640 (плюс 48,3% ко II кварталу 2009 г. и 84,6% к I кварталу 2010 г.).

Общероссийская динамика скромнее: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии в стране новых машин продано на 3% больше, чем годом ранее. Но у России и Сибири была разная база: российские продажи по итогам 2009 г. потеряли 49%, сибирские – 60%.

По оценкам «Автостата», в Новосибирске из топ-10 по объемам продаж иномарок во II квартале только одна марка показала небольшое падение к прошлогоднему уровню: Chevrolet продано 380, что на 10 штук меньше. Самый впечатляющий рост – почти в четыре раза – у Nissan: 110 против 30. Вдвое, до 180 авто, прибавил Hyundai. Рост в 75% показал Ford, в 67% – Daewoo, остальные самые массовые марки (Toyota, Renault, Suzuki, Peugeot, Skoda) продемонстрировали положительную динамику в диапазоне 12–50%.

Директор по маркетингу крупнейшего новосибирского дилера – «СЛК-моторс» (Toyota, Ford, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Audi, Volvo) Ирина Кичкайло поясняет, что Toyota прибавила всего 12% из-за дефицита автомобилей – очередь на некоторые модели Camry и Corolla достигает полугода, а вот «хорошо растущие» Nissan и Ford есть в наличии. За полугодие «СЛК-моторс» продала более 1200 авто, в прошлом году в аналогичный период – около 1100. Программа утилизации погоды для СЛК не делает, продажи по ней исчисляются десятками машин, добавляет Кичкайло. Точных прогнозов по итогам года компания не дает, но рассчитывает, что III и IV кварталы покажут «хороший рост» за счет отложенного спроса.

«Новосибирск-Лада» и «Автоцентр» (дилеры «АвтоВАЗа») продали за первое полугодие 2308 автомобилей, из которых 1019 – по программе утилизации, рассказывает гендиректор и совладелец обеих компаний Сергей Иванков. Сколько было реализовано за прошлые январь – июнь, он сказать не смог, а за весь год – 1500 машин. Всего компании Иванкова с начала программы утилизации выдали 4600 свидетельств, по итогам года он рассчитывает «как минимум на 4500 машин».

У «Альт-парка» (дилер Skoda, показала 50%-ный рост продаж до 120 авто) более половины сделок – по программе утилизации, говорит совладелец компании Дмитрий Новиков. Июль, по его словам, тоже проходит «значительно лучше прошлогоднего», но он не уверен в постоянстве тренда: «Популярна версия о грядущей второй волне кризиса».

Оживление авторынка вызвано тремя факторами – восстановлением кредитования, отложенным спросом и программой утилизации (см. врез), а макроэкономических причин, позволяющих ожидать усиления роста во втором полугодии, по-прежнему нет, считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. По итогам года продажи авто в Новосибирской области покажут близкую к полугодовой динамику – 10–15%, говорит эксперт. В 2009 г., по данным «Автостата», в области было продано 7380 новых машин.