Письма


Сомнительная гордость

На статью «Повод для гордости» (№ 147 от 10.08.2010, стр. 04)

Газета «Ведомости» опубликовала статью Константина Макиенко «Повод для гордости», где ставятся под сомнение некоторые факты, изложенные в авторской колонке Константина Симонова «Нечего показать» (20.07.2010). Хотелось бы высказать ряд соображений, которые не вошли в колонку из-за ограниченности места.

Сравнение российского авиапрома с Бразилией совершенно некорректно, потому что у Бразилии гражданского авиапрома не было вообще, а у нас он был. Поэтому Бразилия развивается по следующей эволюционной цепочке: «пустота – свой планер, но чужой двигатель – свой самолет». Потому Бразилия и вправду может гордиться своим самолетом с чужим мотором. Но для нас это прыжок назад. Потому что у нас такой самолет был. И, выходит, мы развиваемся по цепочке «свой самолет – свой планер, но чужой мотор – пустота». Если для Бразилии свой планер – это прогресс, то для нас – регресс.

Проект SSJ съел другой проект – самолета Ту-334, который, между прочим, был полностью российским. Это было решение, продавленное производителем SSJ. Ту-334 – единственный существующий сегодня среднемагистральный самолет, который полностью может производиться на российских предприятиях из отечественных материалов. Его, кстати, тоже не назовешь современным и новым. Так что за инновацию его не выдашь. Но он хотя бы может садиться на грунт, что важно в условиях состояния региональных аэропортов. SSJ же – не столько российский, сколько французский самолет. Моторы у него стоят очень низко, поэтому он не только не может садиться на грунт, но и даже не на все асфальтовые полосы. Все заказы, которые есть на SSJ, – с моторами Rolls-Royce. А последние контракты на SSJ на авиасалоне в Фарнборо были подписаны с непонятными фирмами (это напоминает анекдоты про бизнесменов из 90-х гг., когда один продал другому состав угля, после чего первый пошел искать уголь, а второй – деньги). У нас еще нет самолета, а у покупателей – денег, отчего же не подписать ни к чему не обязывающий договор!

Теперь – про военную авиацию. Макиенко просит указать экспертов, сомневающихся в том, что наш самолет пятого поколения соответствует всем предъявляемым к нему требованиям. Пожалуйста. Вот только одна цитата из статьи «Обещаемый в пятом поколении» («Коммерсантъ», 30.01.2010): «Главный редактор военного издания Moscow Defense Brief Михаил Барабанов уверен, что работы над новым самолетом еще предстоит много в любом случае, а особенно тревожит вопрос с фактическим отсутствием двигателя пятого поколения, который еще только предстоит создать. Еще одну проблему отмечает редактор журнала Air Fleet Александр Велович: радар самолета не оснащен активной фазированной антенной решеткой, что является одним из главных критериев для боевых самолетов будущего. Кроме того, по словам эксперта, на ПАК ФА пока отсутствует интеграция всех бортовых систем и, таким образом, настоящим самолетом пятого поколения его считать пока нельзя».

Макиенко пишет: «Утверждение о том, что Т-50 оснащается двигателем истребителя Су-27, просто не соответствует действительности». Ну и ну!!! Да ведь это взято из материалов пресс-конференции главкома ВВС Александра Зелина! Он лично заявил, что на первую партию Т-50 поставят модификацию двигателя для Су-27. А вот цитата из первого номера «Аэрокосмического курьера» за 2010 г.: «На самолете Т-50 установлен двигатель 117-С производства НПО «Сатурн». Собственно, этот двигатель как раз и стоит на Су-27.

И хотя Фонд национальной энергетической безопасности на авиапроме не специализируется, да и моя колонка вообще была не про это, все равно надо объективнее оценивать наши технологические возможности.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности