Американская семья

Coca-Cola завершила приобретение «Нидана» – одного из четырех крупнейших производителей соков в России

Сумму сделки стороны не раскрывают. Единственная последняя доступная отчетность ОАО «Нидан соки» (головная компания группы) – по РСБУ за 2009 г. (см. справку). Исходя из доступных данных по РСБУ, аналитик БКС Татьяна Бобровская считает, что без учета долга компания могла быть оценена в $300–350 млн из расчета 1,5–1,8 выручки. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко оценивает компанию в $400–450 млн с учетом долга в $260 млн.

ОАО «Нидан соки»

производитель соков и безалкогольных напитков. финансовые показатели (РСБУ, 2009 г., данные компании): выручка – 6,31 млрд руб., прибыль – 1,22 млрд руб. общая задолженность на 31 декабря 2009 г. – 8,32 млрд руб., из них долгосрочная – 7,1 млрд руб. Производитель соков под брендами «Моя семья», «Сокос», «Да!» и Capriсe.

The Coca-Cola Company

мировой производитель безалкогольных напитков. Акционеры: почти 100% в свободном обращении, крупнейшие пакеты у Berkshire Hathaway (8,68%), Capital World Investors (4,08%). Капитализация – $130,4 млрд. Финансовые показатели (2009 г.): выручка – $30,99 млрд, чистая прибыль – $6,91 млрд. Основана в 1886 г. Линейка брендов превышает 500 наименований безалкогольных напитков, включая Coca-Сola, Fanta, Sprite, Powerade, Minute Maid и др. В 2009 г. продажи – 24,4 млрд условных упаковок напитков (138,58 млрд л). Владеет 23% боттлинговой компании Coca-Cola Hellenic (розлив и дистрибуция) в 28 странах, в том числе и в РФ. Coca-Cola Hellenic обладает исключительными правами на розлив напитков под товарными знаками The Coca-Cola Company, владеет 14 заводами в РФ.

До сих пор «Нидан соки» оставалась единственным крупным независимым производителем исключительно соков, нектаров и готовых чайных напитков (подробнее см. врез). В 2007 г. фонд Lion Capital приобрел 75% плюс 1 акция «Нидана» за $530 млн, бенефициарами оставшегося пакета являлись основатели компании Игорь Шилов, Леонид Шайман и Чаба Бальер Лайош. В марте 2010 г. ирландская «дочка» The Coca-Cola Company – European Refreshments – подала ходатайство о приобретении 100% российской компании. Вчера Coca-Cola официально объявила о завершении сделки по приобретению ОАО «Нидан соки».

«Наша долгосрочная стратегия в России направлена на рост объемов продаж, наращивание инвестиций и создание новых рабочих мест. Партнерство с «Ниданом» позволяет достичь каждой из поставленных целей», – приведены в пресс-релизе слова президента Coca-Cola в России Зорана Вучинича.

«Это соглашение дает нам уверенность в том, что компаниям группы «Нидан» будут обеспечены солидные инвестиции и перспективы роста», – добавляет заместитель гендиректора по экономике и финансам «Нидан соков» Михаил Подлазов (цитата по пресс-релизу). «Нидан» только выиграет от слияния с мировым производителем безалкогольных напитков, считает один из основателей и бывших миноритарных акционеров «Нидана» – Игорь Шилов.

По данным «Бизнес аналитики», в январе – июне «Нидан» занимал 4-е место на рынке соков – его доля в денежном выражении составляла 14%. Лидером продаж являлся «Лебедянский» (31%), на 3-м месте – «Мултон» (19%). Теперь независимым российским производителем соков остался «Вимм-билль-данн» – по итогам первого полугодия с долей 22% компания занимала 2-е место на рынке. «Бизнес аналитика» доли компаний и их рейтинг в натуральном выражении не раскрывает, но, по словам представителя аналитического центра, рейтинг в натуральном выражении практически не отличается от стоимостного. По данным Nielsen, в июле 2009 г. – июне 2010 г. на четверку лидеров приходилось 53,3% российского рынка соков в натуральном выражении.