Письмо


На статью «Я и моя страна: помнить нашу советскую родину»

(№ 165 от 3.09.2010, стр. 04)

Нашу страну отличает от стран G7 (если отвлечься от уровня экономического развития) только одно: во всех этих странах по всем важнейшим историческим событиям между историками мейнстрима достигнуто согласие и дана в целом позитивная либо негативная оценка каждому существенному событию прошлого. У нас же продолжается спор, причем по самым принципиальным вопросам, без прямого ответа на которые призыв «Россия, вперед!» – просто нонсенс. Вперед – это куда, Дмитрий Анатольевич?

Ключевой вопрос: возможно ли большевизм приравнять по степени преступности к нацизму? Если, как утверждает официально принятая сегодня версия истории, большевизм был несопоставимо лучше, то «вперед» – это к построению национал-большевистского социализма? Если же признать, что большевизм был не только не лучше, но, скорее всего, хуже нацизма, поскольку в дополнение к аналогичным нацизму преступлениям еще и лишал людей права частной собственности, то «вперед» – это движение как можно дальше от того режима, который установился после узурпации большевиками власти путем разгона в январе 1918 г. Учредительного собрания.

Наши историки не хотят однозначно оценить события августа 1991 г. как третью, самую успешную из «буржуазных» революций. Нигде не найти согласия историков и по событиям октября 1993 г. Если это была попытка националистов захватить власть под предлогом отсутствия в Конституции РСФСР права президента на роспуск законодательного органа власти, то эти события следует оценивать примерно так же, как и удачный октябрьский большевистский переворот 1917 г. с последующей узурпацией всей власти большевиками. И тогда приход в начале нулевых чекистов к власти может рассматриваться как «успех» националистов в октябре-93, но с отсрочкой исполнения.

Официальная историография навязывает нам некую преемственность августа-91 с теми изменениями, которые произошли в нулевые годы. Хотя любой непредубежденный человек понимает – начиная с 2003 г. в направлении развития нашей страны произошел разворот на 180 градусов и вместо движения в сторону либеральной демократии мы уже более семи лет движемся в сторону авторитарии. И куда мы приплывем под лозунгом «Россия, вперед!» уже через несколько лет?

Андрей Балабан, политолог