Белорусско-латвийский транзит

Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский присматривается к латвийским портам, через которые планируется организовать транзит венесуэльской нефти. Наибольшие шансы – у Вентспилсского порта, уверены латвийские чиновники

О желании использовать большее количество прибалтийских портов для импорта венесуэльской нефти вчера заявил премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. «Очень важно, чтобы страны Прибалтики стали частью нашей нефтяной транзитной сети», – заявил он во время визита в Латвию (цитата по AFP).

В марте 2010 г. Белоруссия подписала контракт с Венесуэлой на поставку 4 млн т нефти с возможностью увеличения ежегодных поставок до 10 млн т. Для разгрузки нефти для Белоруссии уже используются эстонский порт Мууга, литовский порт в Клайпеде и одесский порт. Минск также хочет задействовать нефтепровод Полоцк – Вентспилс, соединяющий Белоруссию и латвийский порт на Балтийском море, передает AFP. Через Вентспилсский порт недавно прошла пробная партия венесуэльской нефти, ее уже перевозят в Белоруссию, отметил Сидорский. Премьер-министр также заявил, что ранее республике было невыгодно переваливать экспортные грузы через порт Вентспилс, но «бизнес пошел на уступки» (цитата по «Интерфаксу»). Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис добавил, что Вентспилсский порт имеет всю необходимую инфраструктуру, хотя акционерная структура компании порождает неопределенность, сообщает пресс-служба правительства.

Вентспилсским портом управляет СП «Латространс», 66% капитала которого принадлежит ООО «Вентспилс нафта» и 34% – АО «Транснефтепродукт». Однако порт пока не может участвовать в транзите нефти из Венесуэлы, говорит представитель «Вентспилс нафта». «На данный момент мы не можем переваливать венесуэльскую нефть, для этого нет специального оборудования», – говорит пресс-секретарь компании Зане Бояре. Сколько времени и денег потребуется на техническое дооборудование порта, она не сообщила. Белоруссии удобнее всего было бы подключить к транзиту Вентспилсский порт, полагает директор департамента транзитной политики министерства сообщений Латвии Андрис Малдупс: нефть можно было бы перекачивать в Белоруссию по нефтепроводу, хотя придется перестроить насосные станции.

Но значительно сложнее будет запустить нефтепровод Полоцк – Вентспилс в реверсном режиме: потребуются сотни миллионов долларов и в лучшем случае три года работы, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. «Самый выгодный путь – договориться с Москвой о частичных льготах по пошлине либо продать российским компаниям доли в белорусских НПЗ», – заключает он.

Сегодня белорусская делегация посетит Рижский свободный порт. Но у Вентспилса больше шансов на участие в транзите венесуэльской нефти, переговоры об этом ведутся с февраля 2010 г., говорит советник министра сообщений Латвии Инга Сприньке. По ее словам, пробная партия венесуэльской нефти придет туда в конце сентября – начале октября, а «самые оптимистичные» ожидаемые объемы транзита – до 10 млн т в год. По информации Малдупса, с апреля 2010 г. объемы транзита венесуэльской нефти в Белоруссию через одесский порт составили 600 000 т, через порт Мууга – 350 000 т и через порт Клайпеды – 70 000 –80 000 т.