В Женеве станцевали балет на музыку Шенберга и Форе

В Гран-театре Женевы станцевали премьеру балета на музыку Шенберга и Форе. Высокую музыку подкрепили столь же высокой мудростью

Если взять цитату из латыни и разделить ее на две части, может получиться разное, но редко когда балет. Тем не менее Франческо Вентрилья и Кен Осола поставили в женевском Гран-театре два балета в одном, разбив антрактом фразу Transit Umbra Sed Lux Permanet («Уходит тень, но свет остается»). В спектакле, посвященном, как это принято в современном танце, отношениям и эмоциям, коррозирующим в мире всеобщей агрессии, занята вся труппа, двадцать два человека. Казалось, это рискованный шаг, ведь летом состав женевского балета обновился на треть. Но труппа не подвела хореографов.

Воспитанник миланской Ла Скалы Франческо Вентрилья известен российским любителям танца – он работал и в Мариинке, и в Большом театре со Светланой Захаровой. Уроженец Женевы, Осола много лет протанцевал в Нидерландском балетном театре у Иржи Килиана, и влияние килиановского хореографического языка заметно в спектакле. Осола заворожен атлетическим началом в танце, и это проявляется в финале энергетическим взрывом. Особую роль здесь играют голоса: Осола поставил свою часть на «Реквием» Габриэля Форе, звучащий вживую. Оркестром женевского театра дирижировал Карл-Антон Рикенбахер, ученик Караяна, считающийся специалистом по музыке ХХ века, в его исполнении все звучит одинаково ровно: и «Реквием», и «Просветленная ночь» Шенберга – секстет, переложенный самим автором для оркестра и ставший основой первой части спектакля, Transit Umbra.

Гран-театр Женевы – один из трех театров Швейцарии, посвященных исключительно музыкальным искусствам (два других – в Лозанне и Цюрихе). Он живет по принципу разовых проектов: спектакль отыгрывается одной серией, затем исчезает с афиши (эта привычка возникла еще при Дягилеве, чья труппа часто здесь гастролировала). На этот год заявлено девять оперных и три танцевальные премьеры, включая одно возобновление спектакля Пины Бауш. Завершится сезон в июне премьерой оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» под управлением Михаила Плетнева.