Вектор


Турция заняла оборону

Российская Altimo и скандинавская TeliaSonera открыли второй фронт борьбы за крупнейшего сотового оператора Турции – Turkcell. До сих пор они боролись с Cukurova Group Мехмета Карамехмета за акционерный контроль. TeliaSonera требует акции, обещанные ей Карамехметом еще в 2005 г., а Altimo – заложенные под выданный ею кредит. Но оба рассчитывают еще и усилить влияние на бизнес Turkcell. На прошлой неделе совет директоров Turkcell чуть было не обсудил замену в своем составе. Независимого директора Колина Уильямса планировалось поменять на бывшего топ-менеджера Vodafone, а ныне члена консультативного совета Altimo Джулиана Хорн-Смита, сообщила турецкая газета Milliyet, а ранее говорил «Ведомостям» близкий к акционерам Turkcell человек. Это дало бы Altimo и TeliaSonera перевес в совете, после чего планировалась замена гендиректора Turkcell. Но турецкие законы требуют, чтобы на советах крупных компаний присутствовали еще и госчиновники, а они застряли в пробках, сообщила Milliyet. Вряд ли Турция подыгрывает Карамехмету (недавно осужденному за растрату капитала). Скорее чиновников тревожит перспектива ухода Turkcell в руки иностранцев. И это препятствие может оказаться для Altimo и TeliaSonera не менее серьезным, чем борьба за акции в судах.

Танкеры по-российски

«Совкомфлот», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Daewoo подписали контракт на строительство 12 танкеров, сообщило агентство KD Press. Представитель «Совкомфлота» подтвердил это, уточнив, что речь идет о твердом контракте на 5–6 судов дедвейтом от 117 000 до 120 000 т каждый (на оставшиеся оформлен опцион, отметил источник, близкий к «Совкомфлоту»). Предполагаемый срок поставки первых шести танкеров – 2012–2014 гг. Сумма контракта – до $800 млн, передал «Интерфакс» со ссылкой на сотрудника ОСК. Данный контракт для «Совкомфлота» по числу заказанных танкеров не является чем-то особенным, говорит источник, близкий к компании: уже не первый год идет активное обновление флота. Особенность в том, что сразу несколько судов будут строиться на российских верфях. Сейчас «Совкомфлот» эксплуатирует 150 судов, из которых лишь 12 – российского производства. Конфигурация нынешнего контракта такая. Первые два танкера будут построены на верфях Daewoo Shipbuilding & Maritime Engineering (DSME) при участии российских специалистов. Следующие два – частично на дальневосточном СП компаний, строящемся заводе «Звезда-DSME», где будут собраны корпусные конструкции. Оставшиеся суда будут построены полностью на российской верфи. В контракте также прописано обязательное обучение россиян на южнокорейской верфи. Теперь главное – чтобы ОСК не подвела: построила бы все в срок и должного качества.

Скрытая угроза

Petrovietnam дала понять, что может заблокировать покупку ТНК-ВР вьетнамских активов ВР – доли в газовом проекте Nam Con Son. У Petrovietnam и индийской ONGC есть преимущественное право выкупа – они владеют 20 и 45% соответственно. Еще в середине сентября обе компании говорили, что могут исполнить опцион: партнеры инициировали оценку активов, после чего планировали сделать предложение ВР. Но спустя месяц о покупке доли ВР объявила ТНК-ВР. Petrovietnam еще не решила, откажется ли она от опциона, сообщило в пятницу Bloomberg со ссылкой на гендиректора компании Фунга Динь Тхыка. У компании есть два месяца, чтобы воспользоваться своим правом. Представитель ТНК-ВР заявил, что компания «располагает хорошими возможностями», чтобы закрыть сделку. В ходе переговоров отказ Petrovietnam и ONGC от опциона прорабатывался специально, говорит человек, близкий к компании, он уверен, что сделка с ВР будет закрыта. Не исключено, что заявление Petrovietnam – попытка надавить на ТНК-ВР: в августе компании подписали меморандум о сотрудничестве в сфере разведки и добычи и сейчас обсуждают параметры будущих совместных предприятий на территории России и Вьетнама.