Точка зрения: Кто поставит счетчик

В последние годы на долю теплоснабжения приходится до 70% энергозатрат в российском коммунальном хозяйстве. Эксперты утверждают, что около половины из них расходуется впустую.

Чтобы понять, насколько реально для России наступление энергосберегающей эры, рассмотрим структуру российского рынка теплосчетчиков и попробуем понять мотивацию его основных игроков.

Как показали результаты исследования, проведенного не так давно «Академией конъюнктуры промышленных рынков», в России действует четыре основных канала реализации оборудования для организации приборного учета коммунальных ресурсов. Большая часть счетчиков тепла, воды и газа – до 60% от общего объема продаж – проходит через руки региональных дистрибуторов компаний – производителей приборов учета. Оставшиеся 40% рынка делят между собой строительные компании (20%), магазины формата DIY (16%) и эксплуатирующие организации коммунального сектора (4%).

Конечный потребитель приобретает обычно не теплосчетчик, а комплексное решение по организации приборного учета: проект, оборудование, а также услуги по его монтажу и дальнейшему сервисному обслуживанию. Готовые решения предлагают специализированные теплосервисные компании, осуществляющие реализацию, установку и эксплуатацию оборудования и работающие по подряду непосредственно с собственниками или застройщиками либо по субподряду с инжиниринговыми или управляющими компаниями. Такие организации большей частью и являются основными стратегическими партнерами производителей и дистрибуторами в регионах.

Именно теплосервисные компании в ближайшей обозримой перспективе будут задавать тон на российском рынке приборов учета тепла, определяя выбор конечных потребителей и качество внедряемых решений. По нашим данным, около 80% поставок проходит через этот сегмент.

Выбор поставщиков теплосервисными компаниями зависит от степени их ориентированности на клиента. Фирмы, которые берут на себя не только продажу и монтаж прибора учета, но и ответственность за его дальнейшую работу и обслуживание, предпочитают работать с наиболее надежными приборами. Основным фактором выбора оборудования для них является репутация производителя, свидетельствующая о качестве и простоте эксплуатации приборов, стабильности поставок, возможности обучения или технической поддержки. Заказчику специалисты таких компаний сами помогают сделать выбор в пользу качественных теплосчетчиков, с которыми не будет проблем в дальнейшем.

Застройщики в массовом сегменте, как правило, подходят к организации приборного учета формально, ограничиваясь соблюдением нормативных требований к сдаваемому жилью. Его эксплуатацией предстоит заниматься другим структурам. По закону дом не может быть сдан госкомиссии без общедомового теплосчетчика. Требование об обязательности оснащения новостройки домовым прибором учета тепла действует с 1996 г., когда был принят федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

Определяющей в этом случае является цена оборудования. Поэтому в сегменте массовой застройки покупатели получают самое дешевое оборудование из тех, что имеют сертификат соответствия. Нередко после заселения дома ТСЖ приходится решать вопрос ремонта или замены не работающего к тому времени общедомового прибора учета тепла.

В сегменте жилья бизнес-класса в основном применяется схема, когда застройщики создают собственные управляющие компании для обслуживания возводимых ими домов (так работают, например, Mirax Group, «Ремикс», «Авгур эстейт», холдинг RBI и др.). Соответственно, и выбор оборудования в этом случае производится с прицелом на длительную безотказную эксплуатацию.

Кроме того, элитные жилые дома зачастую изначально оборудуются не только общедомовым теплосчетчиком, но и квартирными. Они дают возможность максимально точного распределения расходов на отопление между собственниками жилья, а для управляющих компаний – подробную информацию о работе отопительных систем каждой квартиры.

Среди застройщиков коммерческой недвижимости также высоко внимание к качеству и точности приборов учета. Как правило, расход тепловой энергии в таких зданиях довольно высок, и даже небольшая погрешность в работе теплосчетчика может обернуться огромными суммами в счетах за отопление, что недопустимо для хорошо спланированного бизнеса. На долю коммерческой недвижимости и жилья бизнес-класса приходится около 10% поставок.

Гораздо реже установкой и обслуживанием теплосчетчиков занимаются непосредственно управляющие компании, особенно бывшие ДЕЗ. Для монтажа и последующего обслуживания узлов учета им проще привлекать подрядчиков в лице все тех же теплосервисных компаний.

В целом, несмотря на то что многие до сих пор воспринимают установку приборов учета как некое формальное требование, постепенно отношение меняется. Те потребители тепла, которые заинтересованы в реальном контроле своих расходов на оплату коммунальных услуг, понимают, что без надежного прибора учета он невозможен.