Ориентиры: «Сити» надо «перемэрить»?

Заявления нового мэра Сергея Собянина о том, что строительство делового района «Москва-сити» – ошибочный проект, не слишком переполошили девелоперов.

Построенные здания худо-бедно заполняются арендаторами, на отдельные помещения находятся покупатели, а судьба «проектируемых» (так с началом кризиса застройщики стали говорить о замороженных площадках) как-то решится: либо на них найдут деньги, либо от них откажутся.

Эти заявления скорее направлены на то, чтобы привлечь больше внимания инвесторов к инфраструктуре проекта в целом, считает Петр Исаев из «Капитал груп». «Проблемы объектов, связанные с отсутствием парковки и/или инфраструктуры, вполне могут быть решены силами каждого из девелоперов», – уверен он. Михаил Миндлин из Cushman & Wakefield, хотя и полагает, что эти «сложности преодолимы», признает, что «комфортные условия» в «Москва-сити» появятся, лишь когда стройка будет завершена. Сейчас «Сити» представляет собой набор разных участков с разными собственниками, без единого «благоустроителя», отмечает брокер.

Согласно первоначальным замыслам в «Москва-сити» должно появиться более 4,5 млн кв. м разнообразной недвижимости – эта цифра до сих пор фигурирует на сайте ОАО «Сити». Как заявил «Ведомостям» его президент Айдар Ахатов, «на сегодняшний день «Москва-сити» готов только на 50%».

По подсчетам аналитиков Jones Lang LaSalle (JLL), из 3,8 млн кв. м общей площади «первой фазы» офисы должны занять 1,35 млн кв. м, сейчас функционирует примерно 460 000 кв. м в пяти офисных комплексах.

Толга Э. Гюзелдже из СB Richard Ellis вынужден признать: «В «Москва-сити» не наблюдается безотлагательного спроса на дополнительные офисы». Недострой вокруг, «некризисные» ставки, большой выбор свободных площадей в центре Москвы – вот причины низкого спроса, объясняет Андрей Постников, член совета директоров JLL. «Большинство клиентов, которые приходят в «Москва-сити», – не от брокеров, а со стороны», – возражает Исаев, который «доволен продажами». «Сюда приходят частные инвесторы либо небольшие банки, берут от 300 до 1000 кв. м, так как понимают, что таких выгодных условий потом не будет. Брокеры таких клиентов не могут поймать: те хотят получить персональные гарантии девелоперов», – раскрывает Исаев психологию покупателей квадратных метров в ММДЦ.

Андрей Постников даже не сомневается в успехе «Москва-сити»: «Это единственный формат, который позволит удовлетворить потребность российских и международных компаний, а также банков в значительных объемах современных, высококачественных площадей в непосредственной близости от центра». Но признает, что успех этот – весьма далекая перспектива.