Наука на просвет

Лауреатами премии «Просветитель» стали историк Сергей Иванов, считающий, что историю надо щупать руками, и математик Владимир Успенский, уверенный, что математику в школе преподают не так
«Естественно-научный» лауреат Владимир Успенский напомнил, что математика – «точная наука»/ М. Стулов

Кошки-просветители

Профессор Новосибирского университета Павел Бородин, автор не вошедшей в шорт-лист книги «Кошки и гены», получил спецприз Клуба научных журналистов – «за эффектное применение кошек для популяризации науки».

На сегодня премия «Просветитель», цель которой «привлечь читателей к просветительскому жанру», остается одной из самых приятных на небосклоне нашей словесности. Возможно, сказывается юный возраст – премия появилась в 2008 г. и не успела еще ни натворить глупостей, ни заматереть. А может быть, мягкая интеллигентность ее облика – естественное следствие того, что образована она по инициативе и на средства Дмитрия Зимина, почетного президента компании «Вымпелком» и фонда «Династии».

Как бы то ни было, короткие списки по обеим номинациям, гуманитарной и естественно-научной, получились сильными. Все работы, вышедшие в финал: заметки Андрея Зализняка о лингвистике непрофессионалов, исследование Андрея Немзера о «Красном колесе» Солженицына, очерки Александра Прасола о современной Японии, книги Александра Маркова об открытиях в эволюционной биологии, Сергея Рубина – о происхождении вселенной, Владимира Сурдина – о Луне и Симона Шноля – о героях и злодеях отечественной науки, – были достойны победы.

Как и лауреаты, избранные жюри. Лучшим просветителем-гуманитарием был признан историк Сергей Иванов со сборником «1000 лет озарений» (М.: «Вокруг света», 2010; это, правда, второе издание, первое состоялось в 2002 г.), здесь соединились журнальные колонки об изобретениях самых простых вещей, от пуговицы и презерватива до ручки и микроволновки. В естественно-научном блоке победителем стал математик Владимир Успенский с «Апологией математики».

Симпатичные и смешные роботы выехали на сцену и выдали лауреатам дипломы и букеты. Владимир Успенский заметил, что математика – «часть человеческой культуры», но в школе ее обычно преподают неправильно, вызывая к ней отвращение. Сергей Иванов сказал, что пытался вернуть нашему замороченному вечно переписываемыми учебниками и «новыми хронологиями» читателю живое ощущение истории, дав ему потрогать предметы, которые меняли ход цивилизации.

И добавил, что в России не хватает «фигуры публичного интеллектуала», окликнув Дмитрия Зимина, который в своем выступлении сказал, что «фигура просветителя должна стать центральной в нашем обществе – тогда не все потеряно».

И вот тут остановимся. При таких ориентирах премии все же логично было бы учитывать и затекстовые обстоятельства. Еще одним перышком на судейских весах, видимо, должна стать и «некнижная» просветительская деятельность претендентов на премию. Скажем, Александр Марков с ревностью подвижника обеспечивает контент большого сайта об эволюционной биологии. А Андрей Немзер из года в год просвещает собственных студентов. Да и вообще, далеко не все просветители пишут книги. И, возможно, без третьей номинации «Просветителю» скоро будет не обойтись.