Кинотеатр «Пионер» покажет британское авторское кино 1960-х годов

В московском кинотеатре «Пионер» начался фестиваль Brick – ретроспектива странного, причисленного к классике, но не поддающегося классификации авторского кино Британии 1960-х

Программа, составленная критиком Борисом Нелепо, напоминает, что скрывается за определением «свингующий Лондон», которое впервые появилось в журнале Time в 1966 г.

Во-первых, фильмы Brick – это истории о новой музыке, новых наркотиках и доступных контрацептивах. Перемещаясь от цветастой «Чудо-стены» (Wonderwall) Джо Мэссота к сложносочиненному «Представлению» Дональда Кэммелла и Николаса Роуга, можно увидеть, как жизнерадостный гедонизм начала 60-х сменяется психоделическим полураспадом сознания. Наивный сюжет фильма Мэссота о страсти галлюцинирующего чудака-профессора к прекрасной соседке озвучен ситаром Джорджа Харрисона и был бы уместен на борту какой-нибудь желтой подводной лодки. Разительным контрастом к нему выглядит вышедший в 1970 г. режиссерский дебют Роуга и Кэммелла – с Миком Джаггером и другими обезумевшими богемными полубогами, кроулианскими цитатами, кровавыми бандитами и рваным, как сознание любителей лизергиновой кислоты, монтажом.

Во-вторых, Brick – это история английской литературы от затихающего бунта «молодых и рассерженных» до признания Гарольда Пинтера. Здесь и программная пьеса Шейлы Дилени «Вкус меда», нежно экранизированная Тони Ричардсоном. И не менее хрестоматийный «Несчастный случай» Джозефа Лоузи по сценарию Пинтера с Дирком Богардом в роли оксфордского профессора философии.

В-третьих, по фильмам Brick можно проследить специфически британское развитие важных кинематографических тем и сюжетов. Научная фантастика превращается в социальный фарс (абсурдистская комедия «Жилая комната» о счастливой жизни после атомного взрыва), а супергерой Джеймс Бонд – в рефлексирующего кулинара, агента с заурядным именем Гарри Палмер (визуально изобретательное «Досье Икпресс»). Классический мотив вуайеризма кинематографа представлен «Подглядывающим» Майкла Пауэлла о зачарованном смертью маньяке-фотографе.

А вообще-то Brick напоминает не только о «свингующем Лондоне», но и о синефильской Москве 90-х, в которой был постоянно проводивший подобные ретроспективы Музей кино. Понятно, что сейчас почти любую киноклассику можно найти в интернете. Но одно дело – экран домашнего монитора и совсем другое – новенькие 35-миллиметровые пленки, предоставленные British Film Institute. Вот, к примеру, лежал себе тихо-мирно в сети «Выводок» Дэвида Кроненберга, а показали его с пленки на недавнем фестивале 2-in-1 – так киноманы еще неделю от ужаса тряслись.