Учитесь и работайте за границей

Лучшие международные программы MBA в рэнкинге FT остались прежними. Но учиться в них становится все менее выгодно – наибольшего роста зарплат добиваются выпускники школ менеджмента из Китая и Индии

Особо ценимые. 171550

долларов – такова средняя годовая зарплата выпускника Wharton. Это наивысший показатель среди школ – участниц рэнкинга FT.

Как считали рэнкинг FT

Год аудита – год, когда KPMG аудировала данные рэнкинга. Текущая зарплата – среднее значение зарплат выпускников через три года после выпуска, т. е. в рэнкинге 2010 г. участвовали выпускники 2006 г. Цифра не используется при выведении окончательного балла школы. Средневзвешенная зарплата (имеет 20% веса в рэнкинге) рассчитывается с учетом разницы между размерами зарплат в разных секторах экономики и тем сектором, в котором работает выпускник сейчас. Цифра – средневзвешенное значение зарплаты, которую выпускник получает через три года после выпуска. Рост зарплаты (20%) – разница в размерах зарплаты до поступления в школу и через три года после ее окончания. Окупаемость расходов (3%) – краткосрочный показатель; рассчитывается исходя из размеров зарплаты через три года после окончания школы и расходов на обучение по программе с учетом зарплаты, которую выпускник мог бы получать (или получал). Карьерный рост (3%) – насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через три года после обучения. ... Достижение целей (3%) показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу. Успешное трудоустройство (2%) – балл рассчитывается исходя из процента выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы. Среднее значение за три последних года. Трудоустройство в первые три месяца после окончания программы (2%). Рекомендуемое место в рейтинге (2%) – выпускников в анкетах просят назвать три бизнес-школы, из которых они взяли бы сотрудников к себе на работу. Женщины-преподаватели (2%). Женщины-студенты (2%). Женщины в руководстве (1%). Иностранцы среди преподавателей (4%). Иностранцы среди студентов (4%). Иностранцы в руководстве (2%). Международный опыт (2%) – уровень международных контактов студентов во время обучения. Количество требуемых иностранных языков (2%). Процент преподавателей с докторской степенью (5%). Рэнкинг докторских степеней FT (5%) – число выпускников с докторской степенью за три последних академических года. Позиция по научным исследованиям (10%) рассчитывается по числу научных публикаций в 40 международных специализированных журналах.

Тринадцатый рэнкинг Financial Times международных программ бизнес-обучения (с преподаванием на английском языке) возглавили London Business School (LBS) и Wharton, разделившие между собой 1-е место. Такой же расклад сил был в 2009 г., а в прошлогоднем рэнкинге LBS потеснила Wharton, став первой. В тройку также вошла Harvard Business School – еще одна школа, которая уже получала титул наилучшей. Главная причина динамики в верхних строчках рэнкинга – неравномерный рост зарплат выпускников.

Wharton вернулась

Wharton вновь заняла 1-е место после прошлогодней уступки LBS, что неудивительно: на протяжении девяти лет, с 2001 по 2009 г., Wharton возглавляла рэнкинг как в одиночестве, так и вместе с другими школами. Возвращение этой бизнес-школы на 1-е место произошло на фоне впечатляющих данных о заработках выпускников, в то время как прошлогодний рэнкинг показал падение зарплат ее выпускников вслед за экономическим кризисом. Данные о зарплатах выпускников 2007 г., собранные FT для рейтинга этого года, показали, что уровень их доходов не только восстановился, но и повысился: за последние три года средняя зарплата выпускников Wharton составила $171 550 (+7%).

Прошлогодние выпускники Wharton нашли работу гораздо быстрее, чем их предшественники: 84% выпускников 2009 г., искавших работу, сделали это в течение трех месяцев после окончания обучения, на 9% больше, чем год назад. Этого – вместе с сильными данными по другим показателям, которые FT использует для рэнкинга (исследовательская работа и количество преподавателей с докторской степенью), – было достаточно Wharton для того, чтобы сократить прошлогоднее отставание от LBS.

Несмотря на то что Wharton вернула себе первенство в рэнкинге, эта всемирно известная школа менеджмента уже готовится к переменам: после более полутора лет дискуссий в распоряжении Wharton находится согласованная схема изменений очной MBA-программы. «Мы добавили программе больше гибкости, исключив пару основных курсов», – говорит профессор Томас Робертсон, декан, который вступил в должность в августе 2007 г. Эти изменения, по его словам, дадут студентам возможность раньше сосредоточиться на темах, которые им интересны, поскольку будут позволять выбирать различные курсы даже в течение первого года обучения (сейчас все студенты обучаются по одной и той же программе). Цель этих изменений – оказать помощь студентам в подготовке к стажировке в компаниях, которая начинается в конце первого года обучения и часто заканчивается предложениями о постоянной работе.

Новая программа будет частично запущена в этом году и окончательно – в следующем: студенты, поступившие в 2011 г., уже увидят изменения – более 200 курсов по выбору, возможность онлайн-обучения, а также свободный доступ к курсам повышения квалификации после получения диплома MBA. Через 10 лет после окончания обучения студенты захотят получать еще больше навыков лидерства и коммуникации и более высокую зарплату, говорит Робертсон.

LBS не отстает

Выпускники LBS, которая, как бы то ни было, третий год празднует свое лидерство в одиночестве и разделяя его с Wharton, через три года после окончания зарабатывают на 132% больше, чем до обучения.

Впечатляет и статистика трудоустройства выпускников LBS за 2009 г., 91% которых устроились на работу в течение трех месяцев после выпуска (+10 п. п. к позапрошлому году).

Закономерно также, что выпускники LBS на 2-м месте по количеству и продолжительности перемещений по миру в процессе обучения (в итоговой таблице рэнкинга этот показатель называется «международный опыт» и имеет вес 2%. – «Ведомости»). Это стало возможным, поскольку 85% факультетов LBS – международные и 9 из 10 учащихся по программе MBA в прошлом году не являлись подданными Великобритании. Однако сейчас становится актуальным вопрос студенческих виз, говорит профессор Эндрю Ликирман, декан, который вступил в должность в 2009 г.: в ближайшие несколько месяцев правительство Великобритании решит, как быть со студентами – выпускниками стран, не входящих в ЕС, однако нет сомнений, что ранее действующие уступки, которые позволяли выпускникам работать в Великобритании в течение двух лет после выпуска, больше применяться не будут.

Динамичный низ

Несмотря на то что верхние строчки рэнкинга не первый год оккупированы тремя школами, в нижней части таблицы есть значительные изменения. Hong Kong University of Science & Technology продолжает свой стремительный подъем: он вошел в рейтинг под номером 17 в 2008 г. и ворвался в тop-10 в прошлом году, теперь он на 6-м месте. IESE следует прямо за ним. Эта школа, базирующаяся в Барселоне, вошла в десятку лучших школ этого года и заняла 9-е место вместе с MIT Sloan School of Management. The Indian Institute of Management Ahmedabad (IIMA) стал самым высоко поднявшимся новичком рэнкинга: впечатляющие данные по зарплатам выпускников в среднем за три года после выпуска ($174 440), а также рост заработка после окончания MBA-программы (152%) позволили ему дебютировать сразу на 11-м месте. Эти данные согласуются с другим ключевым показателем рэнкинга: выпускники IIMA возглавляют списки сотрудников для продвижения по службе – параметр, позволяющий сравнить должности студентов до обучения и через три года после завершения MBA.

Одно на всех

Тенденции, которые можно наблюдать в верхних строчках рэнкинга, прослеживаются по всей таблице. Выпускники последнего академического выпуска находят работу быстрее, чем их предшественники: 83% окончивших обучение в 2010 г. нашли работу в течение трех месяцев после выпуска, что на 3 п. п. больше, чем годом ранее, однако все еще не так хорошо, как было в 2008 г. (тогда счастливчиков было 89%). Уровень зарплат выпускников в 2010 г. восстановился: среди 81 школы, которая фигурирует в рэнкингах последних трех лет, 61 школа заявила об увеличении средней зарплаты по сравнению с прошлогодним рэнкингом. Это контрастирует с количеством школ, показавших падение зарплат выпускников в прошлом году (тогда их было более половины). Но несмотря на позитивные тенденции в отношении доходов выпускников, о которых сообщили школы по итогам 2010 г., средняя зарплата слушателей 32 из 81 школы менеджмента остается ниже, чем в рейтинге 2009 г. (в котором оценивалась зарплата за 2008 г.).

Более детальный анализ зарплат показал некоторые различия по отраслям. Наиболее высокооплачиваемые выпускники работают в банках и финансовой области, их средняя зарплата – $160 000. Из 10 трое выпускников работают в этих секторах, что делает их наиболее популярными среди обладателей диплома школ бизнеса. Консалтинг – второе по популярности направление и по количеству работающих в нем выпускников, и по уровню зарплаты: 15% выпускников, работающих в консалтинге, указывают зарплату в $140 000.

Наконец, выпускники MBA, работающие в других странах, зарабатывают больше, чем их коллеги, оставшиеся в своей стране: при средней зарплате около $143 800 международному сотруднику платят примерно на $7000 больше.

Но эти зарплаты и их динамика далеки от того, что было до кризиса. Раньше зарплата выпускников МВА за три года после получения диплома вырастала в 3 раза. Между 2000 и 2003 гг. зарплата выпускников по меньшей мере 20 из 25 лучших школ увеличивалась за три года на 150%. Сейчас степень МВА стала все меньше влиять на размер зарплаты. Рэнкинг 2010 г. включал всего две группы выпускников из 100, у которых наблюдался подобный рост доходов: из испанской IE Business School (рост на 159%), где учится много испаноговорящих студентов из стран Латинской Америки, и Indian School of Business (166%). В этом году таких школ три, и все они из развивающихся стран: Indian School of Business (187%), IIMA (152%) и Ceibs, Китай (155%).