Цифра на ощупь

Гаражный «Decode: Прикосновение к цифровому искусству» – парад занимательных аттракционов
Новый «Одуванчик»/ А. Махонин

Один из лучших музеев мира – лондонский Victoria & Albert Museum два года назад создал не лучшую свою выставку Decode: Digital Design Sensations, привезенную в «Гараж». Но это ему легко простить – музей специализируется на материальной культуре, а компьютерные технологии материальны относительно. Наверное, ориентированный на все арт-передовое парижский Центр Помпиду создал бы про цифру в искусстве нечто более интеллектуальное и высокохудожественное, чем добротный Decode. А наши медиахудожники Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, например, не только удивили бы, но и насмешили.

Авторы английской выставки не художники, с помощью новых технологий решающие творческие задачи, а дизайнеры и программисты, для которых сами новые технологии и есть предел совершенства.

Самое красивое на выставке создано не программистами, а клипмейкером. Завораживающий видеоклип Джеймса Фроста на песню Radiohead «House of Card» можно, но незачем изменять, поелозив ладонью по сенсорному экрану. Неплохо смотрится «Биржа» Мариуса Ватца – сменяющиеся на экране декоративные композиции-заставки. Однако оказывается, что меняются картинки не просто так, а в реальном времени, реагируя на рост и падение биржевых котировок. Так же не само по себе, а в связи с погодой за окном качается световое «Дерево», спрограммированное Симоном Хейденсом. В общем, чисто декоративный, эстетически пустячный результат достигается большими высокотехнологичными усилиями.

Довольно таинственный образ создает «Венецианское зеркало» группы Fabrica, медленно, с большой выдержкой (работа посвящена старым фотографиям) повторяющее движения смотрящегося в него зрителя. Но создание полноценных визуальных впечатлений – не цель Decode, волшебного здесь мало, зато много интерактивного.

Публике на выставке есть чем заняться. Можно, например, подуть настоящим феном на экранный одуванчик, и он облысеет («Одуванчик» студии Sennep). Или помахать руками, и экран откликнется на ваши движения фейерверком. Но махать руками перед экранами быстро надоедает, а тыкать в них пальцем устаешь и в обыденной жизни.