Глянец перечтут

Национальная тиражная служба (НТС) подозревает, что тиражи практически всех глянцевых журналов, продающихся в России, завышены в несколько раз. Сегодня жалобу НТС и представителей Mercury, одного из крупнейших продавцов роскоши, рассмотрит Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

НТС обратилась в антимонопольное ведомство осенью 2010 г. с жалобой на недобросовестную конкуренцию со стороны шести изданий, рассказал гендиректор службы Александр Яковенко. По оценке НТС, журналы (среди них Vogue, Tatler, GQ (издаются в России Conde Nast), Elle (ИД Hachette Filipacchi Shkulev, HFS) завышают тиражи, что позволяет им привлекать больше рекламы, чем их добросовестным конкурентам, объяснил Яковенко. По его словам, ФАС приняла жалобу к рассмотрению и сегодня обсудит вопрос с издателями. Представитель ФАС это подтвердил.

К совещанию НТС, по словам Яковенко, проанализировала тиражи еще 32 глянцевых СМИ крупнейших издательских домов, за исключением Burda. Служба сравнила заявляемый издателями тираж и цифры в таможенных декларациях (большинство глянцевых журналов печатаются за границей и потом ввозятся в Россию) – данные отличались в среднем в 3,4 раза, отмечает он.

Яковенко говорит, что также передал ФАС письмо консалтинговой компании, действующей от имени одного из крупнейших рекламодателей в глянцевой прессе – Mercury. Компания, по его словам, просила НТС подтвердить тиражи 25 журналов, по которым также обнаружила расхождения с декларациями. Компания собирала эти данные, чтобы сбить цены на рекламу при обсуждении контрактов на 2011 г., рассказали «Ведомостям» руководители трех крупных издательских домов, знакомых с ситуацией. Директор по рекламе Mercury Иpина Сеpгeeва говорит, что Mercury такого письма не писала.

Гендиректор Sanoma Independent Media (издает журналы Cosmopolitan, Grazia, Esquire и др.) Елена Мясникова объясняет, что большая часть журналов ИД печатается в России и сравнивать их данные с таможенными декларациями некорректно. Представители Conde Nast и HFS отказались комментировать ситуацию.

Если завышение тиражей будет подтверждено официально, ФАС может оштрафовать издателей. Но больше всего они пострадают не от штрафов, а от вынужденного снижения цен на рекламу, сказал «Ведомостям» один из издателей: чем выше тираж, тем больше аудитория и дороже реклама. Для рекламодателей важны не только цифры TNS по аудитории СМИ, но и собственные данные издателей по тиражам, подтвердили «Ведомостям» несколько крупных компаний-рекламодателей. Проблема завышения тиражей существует, признают руководители нескольких крупных издательских домов, и, чтобы постепенно решить ее собственными силами, крупные игроки создали «АВС Россия» (см. врез). Радикальные меры с участием государства обрушат рынок, считают они.