ГАЗ выбрал свои моторы

Группа ГАЗ оснащает все большее число автомобилей двигателями собственного производства. Благодаря этому выпуск моторов на заводах газовского дивизиона «Силовые агрегаты» вырос вдвое и выше

«Ульяновский моторный завод»

Акционер: ОАО «ГАЗ» (100%). финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 1,33 млрд руб., чистый убыток – 319,3 млн руб.

В прошлом году Ульяновский моторный завод (УМЗ, входит в группу ГАЗ) произвел и реализовал 76 300 двигателей – в 2,2 раза больше, чем в 2009 г., объем выпуска запчастей вырос на 30,6%, сообщает пресс-служба группы ГАЗ.

Объем производства УМЗ вырос после перехода ГАЗа на ульяновские двигатели, которые в 2010 г. были модернизированы: в конструкцию двигателей УМЗ-4216 внесено 70 улучшений, пояснили в пресс-службе. В частности, модернизирована система газораспределения моторов, что позволило на 5–7% снизить эксплуатационный расход топлива. Расход топлива УМЗ-4216 при 90 км/ч составляет 10,5 л на 100 км, сокращение на 5–7% предполагает снижение показателя до уровня ниже 10 л, знает аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада. Моторостроители также повысили устойчивость работы двигателей на холостом ходу, для повышения надежности работы внедрили привод агрегатов с увеличенным сечением ремней, наладили выпуск биотопливных двигателей для «Газель-бизнес» с газобаллонным оборудованием, завершили модернизацию двигателя УМЗ-4216 в соответствии со стандартом «Евро-4», перечисляется в пресс-релизе.

Модернизированные УМЗ-4216 поставлялись в основном ГАЗу – для коммерческих автомобилей «Газель-бизнес» и «Соболь-бизнес», часть – на вторичный рынок. В каких пропорциях – в пресс-службе группы не уточнили. По оценке аналитика «ВТБ капитала» Елены Сахновой, УМЗ продал на вторичный рынок не более 10% двигателей.

ГАЗ с начала 2009 г. отказался от моторов Заволжского моторного завода (входит в «Соллерс»), ульяновские двигатели оказались на 35–40% дешевле. Крупный газовский дилер ТКЦ ГАЗ АТО на треть (до 1800 автомобилей) увеличил продажи машин с двигателями УМЗ, рассказал замдиректора компании Михаил Тренкин. По его словам, если в 2009 г. около 45% продаваемых им машин были оснащены моторами ЗМЗ, то в 2010 г. доля ЗМЗ упала до 5% (см. врез). УМЗ предложил наиболее конкурентоспособную цену и выполнил программу модернизации двигателей для новой линейки «Газель-бизнес», растущий выпуск двигателей был «настроен» на увеличивающиеся объемы производства автомобилей ГАЗа, говорит вице-президент группы Елена Матвеева.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что УМЗ сократил в 2009 г. 400–500 человек, но на заводе на 15% выросла производительность труда и снизилось время сборки одного двигателя (суточная норма производства в 2010 г. достигла 325 штук).

За 2010 г. продажи легких коммерческих автомобилей ГАЗа в России выросли на 37% до 71 145 машин. Выросло производство двигателей и в целом по дивизиону «Силовые агрегаты» группы ГАЗ (ОАО «Автодизель» – Ярославский моторный завод, Ярославский завод дизельной аппаратуры, УМЗ и «Нижегородские моторы»). В 2010 г. ЯМЗ увеличил производство на 60% до 40 273 двигателей. Рост связан с увеличением заказов от завода «Урал» (входит в группу ГАЗ) и МАЗа, пояснили в пресс-службе. За год «Урал» получил 10 919 ярославских двигателей, тогда как за 2009 г. – 6683. Поставки двигателей ЯМЗ на вторичный рынок увеличились в 1,5 раза до 7705. Данные по итогам работы Ярославского завода дизельной аппаратуры и «Нижегородских моторов» пока не опубликованы.