Миллиарды «Башнефти»


«Башнефть»

Нефтяной холдинг. Основные акционеры: АФК «Система» (61,29% голосов), «Система-инвест» (25% голосов). Капитализация – $10,4 млрд. Выручка (МСФО, 9 месяцев 2010 г.) – $9,75 млрд. Прибыль – $857 млн. Запасы на конец 2009 г. – 379,9 млн т (ABC1 + C2), запасы Требса и Титова – 140,1 млн т (C1 + C2).

«Башнефть» наконец получила лицензию на месторождения Требса и Титова в НАО. Теперь ее запасы выросли более чем на 30%, заявил президент компании Виктор Хорошавцев (см. справку). Платеж за лицензию – 18,476 млрд руб. А вот параметры будущего проекта пока не разглашаются – ТЭО будет до конца года, обещает «Башнефть».

Все, что заявлялось до сих пор, – ориентир по капвложениям. Экспертные оценки в $8,5–9 млрд близки к истине, говорил в декабре «Интерфаксу» старший вице-президент «Системы» Александр Корсик. Похожую цифру назвал «Ведомостям» и источник, близкий к руководству «Башнефти», видевший материалы компании для конкурса по Требса и Титова. Оценка капвложений из этих документов – 232–239 млрд руб. (около $8 млрд по текущему курсу), общие операционные затраты – 918–924 млрд руб. (около $32 млрд). Ввод месторождений планировался в 2014 г. Выход на «полку» в 8 млн т нефти в год – через шесть лет (с сохранением такого уровня в течение семи лет). Срок окупаемости (при нынешней налоговой системе, ставке дисконтирования в 10% и ценах на нефть в районе $76/барр.) – 26–28 лет. Рассматривались и два других сценария – с разными оценками расходов и с добычей на «полке» в 7 млн и 10 млн т, говорит источник «Ведомостей», но они при заданных условиях получались нерентабельными.

Одно из условий конкурса – 42% нефти с Требса и Титова должно перерабатываться на собственных мощностях. В материалах «Башнефти» было два основных варианта, говорит источник «Ведомостей»: переработка на НПЗ «Лукойла» в Ухте, а также продажа сырой нефти с Требса и Титова с подписанием свопового соглашения с «Русснефтью» (которая взамен перерабатывала бы те же объемы сырья на уфимских заводах «Башнефти»). Для второго варианта было три сценария транспортировки нефти – через порт Варандей («Лукойл»), систему «Транснефти» (со сдачей сырья в Усинске) или два варианта одновременно (что потребует строительства двух труб – на 55 и 190 км соответственно).

Ухтинский НПЗ «Лукойла» мощностью 3,7 млн т был загружен в прошлом году на 100%, напоминает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Да и о свопе проще договориться с «Русснефтью», добавляет он: у компаний общий акционер – «Система». Правда, пропускная способность Варандея тоже ограниченна, отмечает Борисов, поэтому скорее всего «Башнефти» придется искать дополнительные маршруты транспортировки или предлагать владельцам инфраструктуры выгодные условия.

Представители «Башнефти», «Русснефти» и «Лукойла» от комментариев отказались.