Первая катастрофа

Во время тренировочного полета разбился самолет Ан-148. Это может негативно сказаться на перспективах этих лайнеров, эксплуатация которых началась только полтора года назад

В субботу утром у села Гарбузово в Белгородской области потерпел катастрофу самолет Ан-148-100E с бортовым номером 61708. Погибло шесть человек – экипаж испытателей Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) и два пилота ВВС Мьянмы, которые проходили обучение на самолетах этого типа (Мьянма заказала два Ан-148). Один из иностранцев и был за штурвалом, пишет «РИА Новости» со ссылкой на данные московского межрегионального следственного управления на транспорте.

Пилоты из Мьянмы проходили обучение в соответствии с программой подготовки пилотов Ан-148-100Е; заводские испытательные полеты разбившаяся машина прошла без замечаний, сообщила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, в состав которой входит ВАСО).

Самолет начал разваливаться еще в воздухе, его обломки оказались разбросаны в радиусе 3 км, цитирует «РИА Новости» и. о. начальника ГУ МЧС России по Белгородской области Анатолия Скуматова. Возбуждено уголовное дело. Следствие проверяет две версии причин катастрофы: ошибка пилота и конструктивный дефект; от версий теракта и некачественного авиатоплива уже отказались, рассказал «Ведомостям» сотрудник ОАК.

Основным разработчиком регионального Ан-148 был украинский «Антонов». В эксплуатацию машина введена в 2009 г. Производится самолет на ВАСО и украинском «Авианте». Крупнейшим эксплуатантом этих лайнеров является ГТК «Россия», в ее парке насчитывается шесть машин, собранных на ВАСО, еще два самолета производства «Авиант» – у украинского «Аэросвита». Разбившийся самолет, как и уже облетанная машина с номером 61707, предназначался для ВВС Мьянмы.

Останавливать эксплуатацию Ан-148 в ближайшее время не планируется, сообщил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Это может быть сделано после выяснения причин катастрофы, если окажется, что эта причина может влиять на безопасность полетов других самолетов этого типа. «Россия» приостанавливать полеты на Ан-148 не намерена, сказал представитель авиакомпании. У нее был опцион на покупку еще шести самолетов, но решение по нему пока не принято, отметил он. Представитель «Аэросвита» на запрос не ответил.

Представитель ОАК Константин Лантратов говорит, что программа производства самолетов Ан-148 будет продолжена и существующие контракты будут выполняться (см. врез).

Это плохая новость для программы самолета, производство которого на ВАСО началось в 2008 г., констатирует эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Новый президент ОАК Михаил Погосян скептически относился к проекту Ан-148 – конкуренту авиалайнера Sukhoi Superjet и собирался пересмотреть целесообразность производства Ан-148, говорит менеджер одного из предприятий ОАК. Получить комментарии Погосяна не удалось.