В Сиднее соберут симфонический оркестр YouTube

В это воскресенье в Сиднее пройдет гала-концерт, главным героем которого станет симфонический оркестр YouTube. В сети его покажут в прямой трансляции
AFP

Оркестр, состоящий преимущественно из молодежи, собран со всех стран света. Сто победителей отборочного конкурса познакомились в Сиднее, куда прибыли за неделю до концерта. За дирижерский пульт встал Майкл Тилсон Томас, которому «Ведомости» задали несколько вопросов.

– Стал бы возможен такой проект, не будь в мире интернета?

– На самом деле интернет играет основную роль в этом проекте. И тот факт, что мы смогли собрать оркестр, и общение со всеми участниками, и музыка, которую они присылали на конкурс, репетиции, наши рассказы о том, что они будут делать, – все это происходило онлайн. Сейчас каждый участник в сети делится своими впечатлениями от проекта – я думаю, это тоже очень важный момент!

– Что приобретает музыка в интернете?

– Самое главное – это возможности, которые дает интернет. Меня поражает количество информации, которая стала доступна за последние несколько лет, особенно на YouTube. Иногда я пытаюсь придумать хоть что-то, чего нет на YouTube, найти самого неизвестного и необычного композитора, которого только могу себе представить. Я делаю это только для того, чтобы узнать: могу ли я сразиться с YouTube. Могу ли я найти хоть что-то, чего там нет. Так вот, сколько я ни пытался, мне это не удалось. Это целый мир, который можно и нужно изучать.

– Первый состав YouTube Symphony Orchestra выступал под вашим управлением в Карнеги-холл два года назад. Чем отличается нынешний проект от первого?

– Я бы не сказал, что произошли глобальные изменения, но отличий все-таки много. В 2009 г. мы провели с музыкантами всего два дня, и тогда в 95% случаев я сам решал, что делать – шаг за шагом. В этом году у нас была на это целая неделя. Многие музыканты заранее говорят мне, что они хотели бы сделать, и мы сообща решаем, как поступить. Сейчас это больше похоже на музыкальный саммит. Каждый вечер мы играем концерты – сначала только отдельными группами оркестра, завтра будут играть духовые инструменты, а потом струнные. После этого будет вечер, когда будут выступать солисты: это будет уже камерная музыка, которую они выберут сами. Мы действительно не знаем, что будет в итоге, – для нас это будет таким же сюрпризом, как и для слушателей. Я с уверенностью могу сказать, что в этот раз музыканты больше взаимодействуют друг с другом, это совместная работа, которая приносит очень интересные плоды.

– Вы отбирали, во-первых, участников симфонического оркестра, во-вторых, импровизаторов для участия в исполнении композиции Мейсона Бейтса «Материнство». Вы применяли к ним разные критерии? Оркестрант и импровизатор – это два несовместимых таланта?

– Да, у нас были совершенно разные критерии отбора. Чтобы попасть в оркестр, нужно было сыграть несколько очень специфических и трудных партий из оркестрового репертуара. А солисты должны были представить собственную импровизацию, которая должна была войти в произведение Мейсона Бейтса. Что касается второго вопроса – вполне совместимые. Например, Паоло – великолепный гитарист из Бразилии – будет играть и как скрипач в оркестре, и на гитаре как солист. Он сам подал заявку для участия сразу в двух амплуа, и мне очень нравится, как он играет на обоих инструментах.

– В какой оркестр музыканту труднее попасть – в San Francisco Symphony Orchestra или в YouTube Symphony Orchestra?

– (Смеется.) Конечно, в Симфонический оркестр Сан-Франциско, там процесс принятия на работу значительно дольше и сложнее. И конечно, уровень его очень и очень высокий. Но я вижу, что в этом году у участников YTSO уровень выше, чем два года назад. Нам очень нравится то, что в нашем оркестре собрались музыканты из многих стран, это люди разных возрастов и культур. Именно эти критерии были для нас основополагающими.

– В числе победителей – четыре русских музыканта, в том числе Леонид Егоров, концертирующий пианист-солист. Какую партию вы доверили ему в программе гала-концерта?

– В составе оркестра Леонид Егоров будет исполнять произведение австралийского композитора Перси Грейнджера. А накануне в ночном клубе The Basement он, возможно, выступит соло. Я точно не помню, но, мне кажется, это так.

– Вы сейчас в Австралии. На взгляд оттуда, какая часть света вам кажется сегодня самой сильной в области классической музыки?

– Сейчас я нахожусь в Сиднее – здесь мы проводим мастер-классы, концерты на открытых площадках и в клубах. Мне кажется, что классическая музыка играет важную роль в жизни этого города. Конечно, в мире существует несколько центров симфонической музыки – как классической, так и современной. Но мне кажется, что сегодня благодаря интернету не так важно, где человек живет. Интернет – это прекрасный инструмент для изучения музыкального мира.