Феррарьская революция

Пуристы будут воротить нос: Ferrari, знаменитый производитель «чистокровных спорткаров», впервые в своей истории сделал полноприводный автомобиль. Но главный инженер Ferrari Роберто Фидели подчеркивает, что «технологии развиваются» и компания не собирается этот факт игнорировать. Напротив, каждая следующая Ferrari будет иметь новые технические решения
Роберто Фидели не скрывает устройство FF. На фото выделен блок привода передних колес/ А. Губский

Журналисты обычно не жалуют пресс-конференции на европейских автомобильных салонах, но представление новой Ferrari FF (сокращение от Ferrari Four) в Женеве вызвало столпотворение. Представлявший автомобиль президент Ferrari S.p.A. Лука ди Монтедземоло назвал его «новой эрой в истории Ferrari», и это не было маркетинговым штампом.

Ferrari впервые в своей жизни построила не просто полноприводный, но утилитарный автомобиль: публике был явлен трехдверный хетчбэк с четырьмя полноценными местами и багажником в 450 л. Но FF одновременно является и самым мощным автомобилем в истории Ferrari: ее 12-цилиндровый двигатель развивает 660 л. с. и имеет крутящий момент 683 Нм (при 6000 об./мин), при этом 500 Нм доступны уже с 1000 об./мин. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 3,7 с и обладает максимальной скоростью 335 км/ч, сообщает производитель, а соотношение массы автомобиля и его мощности – 2,7 кг/л. с. – новый рекорд в классе.

«Полный привод – это революция для владельцев Ferrari, – цитирует Bloomberg 38-летнего Фабио Бароне, председателя клуба Passione Rossa, объединяющего владельцев Ferrari. – Наконец-то вы можете сесть в настоящую Ferrari, чтобы отвезти вашу семью кататься на лыжах».

О том, как создавался FF, «Ведомостям» рассказал главный инженер Ferrari Роберто Фидели.

– Почему вы решили построить полноприводный автомобиль?

– Это первый полноприводный автомобиль в нашей истории. У нас был некоторый опыт 25 лет назад, но просто чтобы продемонстрировать наши возможности; в производство такие решения никогда не поступали. С нашей точки зрения, полный привод не слишком важен для того, чтобы улучшить характеристики машины, но если вы хотите расширить границы использования автомобиля – например, на мокрых или заснеженных трассах, – такого рода решения могут вам помочь.

– Это было решением инженеров или маркетологов?

– Это было наше решение. С маркетинговой точки зрения мы и так являемся лидерами сегмента. Наша идея была построить автомобиль, который можно использовать каждый день и в любых [погодных] условиях. Это не значит, что другие наши автомобили нельзя эксплуатировать на снегу или в сильный дождь, но полный привод обеспечивает вам безопасность и удовольствие, которые в таких условиях вы не можете получить на других типах машин. Решения, которые мы использовали в FF, позволяют вам вести машину быстро, но безопасно и получать удовольствие от этого.

– В чем особенность полного привода Ferrari?

– Секрет в том, что мы обеспечили прямую связь двигателя с передней осью посредством блока шестерен. Это дает снижение веса.

Архитектура FF – классическая для Ferrari, вы можете найти аналогичную в моделях 599 или California: мотор спереди, но смещен назад, за переднюю ось, коробка передач размещена сзади. Чтобы передать момент на передние колеса – отдельно на правое и левое, – мы применили дополнительный блок шестерен, скажем так, маленькую коробку передач. Никаких дополнительных валов между передней и задней осями нет.

– Теперь это очевидно, а до того, как вы обнародовали свое решение, ходили слухи, что вы примените второй карданный вал – вроде того, как это сделала Nissan в модели GT-R.

– Я помню решение Nissan, у нас такого нет.

– Когда Ferrari представила 8-цилиндровую California, некоторые «ценители настоящих Ferrari» подвергли вас абструкции: дескать, Ferrari должна делать только 12-цилиндровые автомобили. Теперь пуристы наверняка будут вас критиковать за отказ от заднего привода в пользу полного. Что вы можете им ответить?

– Безусловно, между нашими продуктами существует связь и преемственность. Но технологии развиваются, и эволюция – это очень важный процесс для нас. Мы работаем и над другими серьезными техническими решениями, которые представим в будущем. Каждая машина, которую мы разрабатываем, должна иметь что-то новое, что-то особенное.

У нас есть две категории автомобилей: спортивные и GT. Ко второй относятся California и FF. California – это, по сути, двухместный автомобиль с двумя небольшими сиденьями сзади. FF – автомобиль четырехместный, в котором может разместиться обычная семья, и мы предполагаем, что он будет использоваться значительно чаще, чем California.

– Каково будет ценовое позиционирование FF в модельном ряду Ferrari?

– В самом высоком сегменте, цена будет сопоставима с Ferrari 612 Scaglietti.

– Когда начнете производство?

– Производство уже началось, продажи стартуют через два месяца. Планируемый годовой объем производства – 800–1000 машин (российская премьера FF состоится в мае, цена – от 370 000 евро. – «Ведомости»).

– Какова судьба гибридной технологии HY-KERS, которую вы представили в прошлом году? Она пойдет в серию?

– Нам еще предстоит решить, пойдет ли она в производство, но, конечно, мы продолжаем работу над ней. Мы начали разработку два года назад, сейчас мы в середине процесса. Главная проблема – по-прежнему вес (чем больше мощность автомобиля, тем более емкие и тяжелые батареи требуются, чтобы приводить его в движение, тем сильнее возрастает масса автомобиля, тем более емкие и тяжелые батареи требуются и т. д. – «Ведомости»). Нам удалось сбросить уже около 150 кг, осталось еще 20–30 кг, чтобы можно было начинать серийное производство.