Конец секретам

«Транснефть» опубликовала данные, которые считала секретными: размер тарифов и объем инвестиций в новые проекты

Монополия впервые опубликовала тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов, размер инвестиций в строительство и реконструкцию нефтепроводов, а также данные о качестве нефти. Компания долго считала эти данные секретными, но в конце прошлого года правительство обязало «Транснефть» обнародовать их.

В этом году «Транснефть» потратит на строительство новых объектов 161,2 млрд руб., следует из ее данных. Почти половина (83,9 млрд руб.) уйдет на ВСТО-2. Весь проект компания оценила в 327 млрд руб. На БТС-2 и расширение ВСТО-1 «Транснефть» потратит в этом году 20,7 млрд и 18,2 млрд руб. соответственно. Общая стоимость этих проектов, по данным монополии, составляет 100,1 млрд и 72,6 млрд руб.

Другой крупный проект – строительство нефтепровода Пурпе – Самотлор (часть системы Заполярье – Пурпе – Самотлор, которая должна связать месторождения Ямала с ВСТО) длиной 430 км и мощностью 25 млн т в год – монополия оценила в 53,1 млрд руб. (инвестиции в 2011 г. – 16,2 млрд руб.). Это на треть больше первоначальных прогнозов самой «Транснефти»: в 2010 г. проект оценивался в 40 млрд руб. Представитель «Транснефти» не стал комментировать, почему подорожала труба.

Примерно треть затрат по проекту составляет стоимость труб, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. В прошлом году она выросла незначительно – примерно на 3%. Однако цена горячекатаного листа (основное сырье для производства труб большого диаметра) увеличилась на 28%. Не исключено, что это стало причиной переоценки инвестиций в проект, предполагает Борисов. Даже с обновленной оценкой проект по меркам «Транснефти» получается недорогой – $4,4 млн за 1 км, говорит аналитик. Для сравнения: стоимость 1 км ВСТО-2 обойдется монополии почти в $6 млн, а нефтепровод Ванкор – Пурпе стоил «Роснефти» $7 млн за 1 км.