«Пятерка» недовольна

Лидеры BRICS осудили силовые методы урегулирования конфликта в Ливии, договорившись усилить кооперацию по проведению реформы Совбеза ООН

Вчера в китайском городе Санья завершился саммит BRICS. Для Бразилии, России, Индии и Китая встреча была третьей, для Южной Африки в таком формате – первой. На переговорах на первый план вышли вопросы мира и безопасности (об экономических предложениях «пятерки» читайте на стр. 03). Лидеры BRICS выразили в декларации обеспокоенность нестабильностью в регионах Ближнего Востока, Северной и Западной Африки и призвали не применять силу для решения проблем.

По словам президента Дмитрия Медведева, все члены «пятерки» согласны с тем, что резолюции Совбеза должны выполняться строго в соответствии с их буквой и духом, без вольных интерпретаций. Этот тезис первым из лидеров «пятерки» выдвинул председатель КНР Ху Цзиньтао. Резолюцию Совбеза ООН 1973, фактически санкционировавшую вмешательство коалиции в ливийскую гражданскую войну, поддержала только ЮАР из соображений солидарности с позицией большинства африканских стран. К саммиту BRICS президент ЮАР Джейкоб Зума свою позицию скорректировал: он тоже против применения союзниками силы.

Страны не стали налагать вето на резолюцию, потому что в ней шла речь лишь о закрытии воздушного пространства над страной, что позволило бы убрать основу для интенсификации конфликта, объяснил Медведев. «А в результате получили военную операцию», – возмутился он. По мнению Медведева, это опасная тенденция в международных отношениях – то же происходит в Кот-д’Ивуаре: в резолюции 1975 (принята Совбезом 30 марта 2011 г.) говорится об использовании подразделений ООН, но не для поддержки одной из сторон конфликта, а получилось именно так. Сторону президента Алассана Уаттары приняли военные Франции и миротворцы ООН, что обеспечило поражение экс-президента Лорана Гбагбо.

По словам члена российской делегации, наиболее жесткой позиции придерживается Китай, который несет наибольшие потери от войны в Ливии (см. врез). Он хотя и не стал ветировать резолюцию Совбеза 1973, но был с самого начала против операции союзников.

В Кремле наверняка понимали возможные содержательные последствия принятия такой резолюции, а сейчас Медведев пытается сохранить лицо при неблагоприятной для России игре: Москва оказалась на периферии дискуссии по Ливии, в серию дипломатических инициатив Каддафи вовлечены Африканский союз, США и Германия, обращает внимание Максим Минаев из Центра политической конъюнктуры. Возможности для вмешательства России в переговорный процесс также ограничены: замминистра иностранных дел Александр Салтанов, судя по всему, завершает свой переход в РЖД, а как будет действовать утвержденный спецпредставителем по Африке сенатор Михаил Маргелов, пока не ясно, продолжает Минаев.

В декларации BRICS говорится о необходимости всеобъемлющей реформы ООН и Совбеза. Россия к требованиям партнеров по расширению Совбеза относится довольно прохладно, объясняет источник, близкий к МИДу. Вместе с тем Россия готова поддерживать желание стран BRICS наращивать политический капитал на международной арене в обмен на совместные усилия на более важных для нее направлениях, зафиксированных в резолюции: принятии страны в ВТО, реформе международно-валютной системы, обмене высокими технологиями и ревизии системы международного законодательства в сфере строительства АЭС.