Минрегионразвития приготовил новые нормативы для строителей

Минрегионразвития предлагает установить верхнюю границу цены строительства по госзаказу. Пока ее отсутствие приводит к тому, что стоимость проектов для государства за время их реализации может увеличиваться в разы

Минрегионразвития предлагает установить предельную цену, по которой государство готово финансировать строительство объектов, рассказал замминистра регионального развития Константин Королевский (см. приложение «Ведомости. Недвижимость»).

Сейчас при определении стоимости объекта используются сметы 80-х гг., умноженные на коэффициенты, а конкурс по выбору подрядчика выигрывает компания, предложившая максимальное снижение цены, объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. При расчете стартовой стоимости, с которой начинается аукцион, используются нормативы 1991–1992 гг., что и ведет к завышению цены, уточнял ранее сотрудник Минрегиона. Например, учитываются нормативы работы техники, используемой в те годы, тогда как сейчас есть гораздо более эффективные модели, объяснил «Ведомостям» топ-менеджер одной из стройкомпаний. В последнее время все чаще стоимость объекта от стадии бюджетного планирования до стадии реализации возрастала на 50–60%, а то и вовсе в разы, признает Королевский, причем часто – из-за умения подрядчиков на бумаге обосновывать возрастающие издержки. Есть и реальные причины: стоимость может вырасти за счет изменений в проекте со стороны заказчика и роста цен на стройматериалы, например, в 2010 г. металл подорожал более чем на 40%, указывает представитель корпорации «Главстрой» Виталий Королев.

Cейчас Минрегион разработал укрупненные нормативы цены – сборники показателей предельных цен строительства объектов по каждому субъекту Федерации, рассказывает Королевский. В структуре нормативов заложены строительно-монтажные работы, накладные расходы, сметная прибыль, затраты на проектно-изыскательские работы, экспертизу проекта, строительный контроль и проч.; в показателях по жилым зданиям учтена стоимость благоустройства прилегающей территории. При госзаказе эти затраты в большинстве случаев и так закладывались в стоимость контракта, отмечает Королев. Теперь это предложено делать во всех случаях.

Отдельно Минрегион прописал нормативы «наружные сети связи», «сети водоснабжения и канализации», а также «сети газо- и теплоснабжения» и «электрика», говорит Королевский: это поможет при составлении сметы вычленить показатели, ненужные при возведении конкретного объекта.

В новые нормативы не включены плата за землю и земельный налог в период строительства (при работе по госзаказу не взимаются), плата за подключение к внешним инженерным сетям (ее берет на себя государство), затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков и т. д.); параллельно Минрегион формирует региональные базы данных по стоимости сырья и материалов, продолжает Королевский.

Установить норматив цены сводом правил невозможно, считает Блинкин. Стоимость одного километра однополосной дороги может составить от $300 000 до $65 млн в зависимости от места ее проложения. Например, при строительстве дороги в городе две трети ее стоимости может прийтись на сопряженные расходы из-за необходимости переносить коммуникации. В США при расчете стоимости дорог используется софт, позволяющий посмотреть все проектные решения за последние 10 лет по строительству каждого элемента участка дороги и с учетом этого рассчитать примерную стоимость проекта, приводит пример Блинкин.

Утвердить нормативы цены Минрегион планирует в этом году, после чего они будут использоваться для расчета федеральных адресно-инвестиционных программ, которые государство планирует финансировать в 2013 г., говорит Королевский. При превышении предельных цен государство финансировать стройку не будет, утверждает он. Он рассчитывает, что после торгов, документация на которые будет подготовлена по новым нормативам, государство получит реальную стоимость строительства. А участники конкурсов, предлагающие выполнить контракт на 30–40% дешевле его первоначальной цены, должны будут объяснять, за счет чего они собираются это сделать, рассказывает Королевский.

Предложенная методика позволит не допустить до конкурса недобросовестных подрядчиков, считает Блинкин. До сих пор никто не интересовался, за счет каких решений победитель планирует исполнить контракт, и в результате расходы бюджета существенно росли уже в процессе стройки, объясняет он.

Установить предельную цену в строительстве невозможно или это должна быть заоблачная цена, считает сотрудник одной из стройкомпаний, близкой к мэрии Москвы. По его словам, в Москве при планировании бюджета уже используются укрупненные нормативы, но они служат лишь ориентиром. За их основу взяты сметные нормативы 2000 г., коэффициенты пересчитываются раз в месяц, а новые технологии по мере их появления включаются в каталоги. Удорожание проекта, если оно произошло, должно утверждаться отдельным постановлением правительства.