Точка зрения: Поворотный момент


Eвропейские бизнес-школы, занимающие лидирующие позиции, инвестируют в системы управления обучением (Learning Management System) и в развитие высококачественных образовательных ресурсов. Делают ли они правильный выбор?

Построение обучения полностью в режиме онлайн остается проблемой для школ, которые пока по большому счету далеки от веб-культуры. С одной стороны, они находятся под давлением потребностей своих студентов, принадлежащих к поколению цифровой эры и жаждущих использовать новые технологии как в аудитории, так и вне ее. С другой стороны, на них давит трудность выбора продукции индустрии программного обеспечения в образовательной сфере. Система управления обучением является сегодня широко используемым инструментом и становится обычным явлением для студентов и преподавателей. Будь то платформа Blackboard или ее конкурент Moodle, почти все бизнес-школы несколько лет назад начали предлагать студентам использование онлайн-ресурсов. Некоторые инвестируют в развитие высококачественных педагогических ресурсов с 3D-эффектами или в серьезные обучающие игры. Вы играете, вы обучаетесь. Другие финансируют в создание онлайн-занятий, которые полностью проходят без преподавателей, зато с использованием таких высококачественных инструментов просмотра, как Momindum.

Все ли эти инструменты и ресурсы помогают улучшить образовательный процесс? Они являются ценной помощью для студентов, которым необходимо наверстать пропущенные занятия либо усовершенствовать свои знания. Они также помогают им больше работать самостоятельно и подготавливают к самостоятельной жизни. Однако мы не должны забывать, что образование вращается не вокруг содержания или качества предоставляемого содержания, а вокруг общения. Инвестиции в интернет-технологии должны привести к умножению высококачественных инструментов общения. Нужно развивать виртуальные занятия, благодаря которым студенты и преподаватели со всего мира смогут общаться, обмениваться контентом и опытом в любое время и из любой точки мира. Благо индустрия по разработке образовательных программ уже может дать все необходимые инструменты для создания и предоставления студентам ресурсов, адаптированных к новым коммуникационным возможностям.

Мы находимся в поворотной точке образования. В то время когда выбор инструментов для разработки содержания и обучения студентов важен, как никогда, мы еще так сильно не нуждались в преподавателях, как сейчас. Современные инструменты являются реальным доказательством того, что преподаватели всегда будут нужны и никуда не исчезнут. Можете быть в этом уверены. Марсель Лебрен, известный бельгийский педагог и создатель системы управления процессом обучения Claroline, разработал концепцию активного преподавания в бизнес-школах Европы. Он советует преподавателям дать своим студентам такое содержание, которое делает их активными. Обучение заключается в создании ситуаций, в которых студенты смогут воспользоваться преимуществом, чтобы расширить свой опыт. Компьютер здесь, очевидно, чтобы помочь, но это не высший инструмент для обучения. Лебрен приглашает к реформе подготовки преподавателей и предлагает им стать экспертами Web 2.0, способными выбрать правильные инструменты и образовательные ресурсы в соответствии с целями курса. Нужно ли инвестировать в инструменты Web 2.0? Является ли он высшим инструментом? Я думаю, что нужно инвестировать в преподавателей, это уж точно.