Не разбудить меломана

Анна Бонитатибус перепутала двухтысячный Зал Чайковского с камерной гостиной, но те, кто сидел поближе, остались довольны
А.Махонин

В филармоническом абонементе «Звезды мировой оперы» выступила старая знакомая – любимица Москвы итальянка Анна Бонитатибус, чье колоратурное меццо-сопрано доставляло нам удовольствие вне зависимости от того, была его обладательница глюковским Орфеем, россиниевской Золушкой или беллиниевским Ромео. Московская публика полюбила Анну Бонитатибус за неимением много более звездной Чечилии Бартоли – амплуа у обеих певиц похожее. К тому же Бартоли выступала в Москве давно и неудачно, а Бонитатибус поет с завидным качеством и регулярностью.

Но в этот раз мы певицу почти не узнали. Если раньше темпераментная итальянка поражала напором и бравурой, то ныне пела словно сквозь сон. Большая редкость – услышать концерт, где певица ни разу не форсировала голос, зато не отказывала себе в прихоти поиграть оттенками пиано. Зал Чайковского, хотя и сильно улучшенный акустически в последние годы, к такого рода тонкостям оказался не готов – звук просто терялся по дороге, не долетев до ушей. Такому стилю исполнения лучше подошел бы маленький зал какого-нибудь палаццо, в котором удобно расселась бы горстка знатоков-гурманов.

В первом отделении Анна Бонитатибус изысканно спела редкую арию из оперы Гайдна «Вознагражденная верность» и концертную арию Моцарта «Как мне забыть тебя», в которой тонким краскам голоса со вкусом вторил рояль Павла Небольсина.

Во втором отделении звучал Россини – ария из «Итальянки в Алжире» и сцена «Урок пения» из «Севильского цирюльника», режиссерски поставленная (самой певицей?) на Розину, графа (в голосистом исполнении Сергея Романовского) и дирижера (Антонино Фольяни сердито разнимал влюбленных, порывавшихся слиться в объятии у него за спиной), фрагмент с флейтой из редкой оперы «Бьянка и Фальеро» (в котором Анна Бонитатибус пела, напротив, от лица молодого человека) и, наконец, каватина из «Семирамиды», самая виртуозная и написанная для сопрано (но не выше ля).

В технике, стиле и нюансах Бонитатибус была абсолютно безупречна, но публика словно мечтала о более ярком отправлении эмоций. Однако на бис прозвучала лишь очаровательная ария Керубино – и снова на сплошном пиано. Возможно, стиль концерта был продиктован тем, что последнее время певица много поет барокко и работает с дирижерами-аутентистами.

Антонино Фольяни к последним не относится, но чувство стиля у него отменное, а его точному показу мы обязаны отрадным качеством, с каким оркестр «Новая Россия» сыграл по ходу концерта несколько увертюр.