Новая фишка «Фармстандарта»

«Фармстандарт», в портфеле которого уже есть лекарство от гриппа арбидол, может заняться производством тамифлю – одного из двух препаратов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для лечения свиного гриппа

ОАО «Фармстандарт»

Фармацевтическая компания. Акционеры: Augment Investments Ltd (54,3%), принадлежащая Виктору Харитонину и Егору Кулькову, остальные акции в свободном обращении. Капитализация (LSE) – $3,89 млрд. Финансовые показатели (2010 г., МСФО): выручка – 29,7 млрд руб., чистая прибыль – 7,16 млрд руб.

«Фармстандарт» договорился со швейцарской Hoffmann – la Roche о локализации тамифлю, сообщил российский производитель в отчете за 2010 г. Компании подписали протокол о намерениях, первую партию тамифлю российского производства планируется выпустить на рынок до конца 2011 г., рассказала заместитель гендиректора по финансам «Фармстандарта» Елена Архангельская. Контракт пока не подписан, ведутся переговоры с потенциальными российскими партнерами о запуске локализации конечных стадий производства (упаковки), передал через представителя гендиректор ЗАО «Рош-Москва» Милош Петрович.

Тамифлю – один из двух рекомендованных ВОЗ препаратов для лечения свиного гриппа. Его мировые продажи в 2010 г. составили 873 млн швейцарских франков ($1 млрд по курсу ЦБ на вчера), а в 2009 г. – в разгар эпидемии свиного гриппа – достигали 3,2 млрд ($3,68 млрд), указано в отчетах Roche. В России в 2009 г. Hoffmann – la Roche продала 431 000 упаковок препарата на 766 млн руб., в 2010 г. – 176 000 упаковок на 248 млн руб., подсчитала DSM Group.

Второй препарат – реленза британской GlaxoSmithKline (GSK). GSK локализовывать релензу в России не планирует, сообщил ее представитель.

Сейчас стороны обсуждают структуру сделки, говорит Архангельская: на первом этапе «Фармстандарт» займется упаковкой препарата на предприятии в Курске, продолжит его дистрибуцию, а также возьмет на себя продвижение. «Это позволит увеличить продажи тамифлю в России», – считает Архангельская.

У «Фармстандарта» хороший опыт продвижения препаратов. В октябре 2006 г. «Фармстандарт» купил ЗАО «Мастерлек» – разработчика противовирусного препарата арбидол. В 2006 г. продажи этого лекарства составляли 1,49 млн руб., или 17,3 млн упаковок. По итогам 2010 г. арбидола было продано уже 42,6 млн упаковок на 5,6 млрд руб. По данным «Фармэксперта», арбидол – лидер по продажам в СНГ (безрецептурный сегмент), его продажи составили $163 млн.

Маркетинг – сильная сторона «Фармстандарта»: в среднем фармкомпании в России тратят на продвижение 2–6% валового оборота, у «Фармстандарта» эта цифра может достигать 10%, говорит директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. В 2010 г., указано в отчетности, на маркетинг, рекламу и продвижение компания потратила 1,43 млрд руб., или 4,8% от выручки (в 2009 г. – 5,7%).

Компания вкладывается не только в прямую рекламу – у нее самая внушительная армия медицинских представителей, напоминает Мелик-Гусейнов. В прошлом году «Фармстандарт» создал новый дивизион, главная задача которого – развитие дистрибуции и BTL-программ в региональных аптечных сетях, пишет компания в годовом отчете. К 31 декабря 2010 г. штат сотрудников «Фармстандарта», ответственных за маркетинг и продвижение, составил 579 человек (это на 29% больше, чем годом ранее).

За счет тамифлю «Фармстандарт» может усилить портфель противовирусных препаратов, в котором уже есть популярные амиксин и арбидол, а также загрузить производственные мощности, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.