Временно замедленно

В апреле инфляция замедлилась до 0,4%, сообщил Росстат. В мае рост цен может ускориться из-за недавнего «бензинового кризиса»

Ускоряется монетарная инфляция, что видно по более быстрому дорожанию услуг и некоторых непродовольственных товаров, и при оживлении потребительского спроса ценовое давление будет расти еще больше, считает Морозов. Снижение нормы сбережений, рост кредитования говорят о том, что спрос оживает, добавляет он. Усиление монетарного давления отмечал и первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, комментируя повышение базовых ставок. «Бензиновый кризис» отразится уже в майской статистике (в апреле бензин подорожал на 0,9% после снижения цен на него в марте и феврале), говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: «Решена проблема с дефицитом, но не с ценами». Замминистра финансов Сергей Шаталов считает, что после повышения экспортных пошлин на бензин на внутреннем рынке топливо подешевеет. По расчетам экспертов Центра развития Высшей школы экономики, после повышения пошлины в мае внутренняя цена на бензин стала справедливой (в феврале – марте была заниженной, до этого в течение двух лет – завышенной).

В апреле замедлился рост цен на продовольствие, но быстрее стали дорожать услуги, темп роста цен на непродовольственные товары не изменился. В сравнении с мартом инфляция замедлилась на 0,2 процентного пункта до 0,4%, а за четыре месяца составила 4,3%.

С апреля по сентябрь инфляция всегда замедляется, повлияло и снижение индекса мировых цен на продовольствие, объясняет Александр Морозов из HSBC. Индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO Food Price index) в марте снизился впервые за семь месяцев. Продолжение тенденции заложит основу для дальнейшего замедления цен на продовольствие в России, надеется Морозов: в апреле оно подорожало на 0,4% против 0,9% в марте. Хотя сама FAO ожидает, что цены снова взлетят из-за превышения спроса над предложением, сообщил на днях в интервью Reuters ее глава Жак Диуф.

В годовом выражении (к апрелю 2010 г.) инфляция ускорилась до 9,6% (в марте и феврале – по 9,5%). Перспективы выполнения правительственного прогноза в 7,5% к концу года по-прежнему выглядят чрезмерно оптимистичными. Премьер-министр Владимир Путин недавно еще раз указал на первоочередность задачи снижения темпов роста цен, сравнив борьбу с инфляцией с лошадью, которая обеспечит стране прорыв. «Лошадью, а именно инфляцией, нужно заниматься в первую очередь», – согласился Улюкаев.

При хорошем урожае и дефляции рост цен за год может быть менее 9%, считает Тихомиров: «Но при условии восстановления экономической активности, высоких цен на сырье откуда возьмется дефляция?» Если только резко упадут цены на продовольствие, тогда это компенсирует рост монетарной инфляции, рассуждает Морозов: «Это возможно, но не выглядит наиболее вероятным». Его прогноз – 9,5% по итогам года.