Никлас Зеннстрем: «Надо бороться с монополиями и компаниями, выпускающими плохие товары»

Никлас Зеннстрем доставил немало неприятных минут звукозаписывающим студиям, телефонным операторам и интернет-аукциону eBay. Теперь пришла очередь акционеров Microsoft, спрашивающих, за что компания выложила рекордную в 36-летней истории сумму
Bloomberg

Когда говорят о Никласе Зеннстреме, в первую очередь упоминают его спокойствие. Вряд ли это то качество, которое обычно приписывают успешным бизнесменам, язвит блогер WSJ Бен Руни. «Он очень задумчивый, крайне склонный к размышлениям предприниматель. Он очень сосредоточен. Его восхищают масштабные идеи. Разница между Никласом и остальными в том, что он не публичен, – говорит один из его друзей. – Он закрыт и не ищет признания общества. Но стоит ему почувствовать, что ему хорошо с вами, и он превращается в крайне открытого и обаятельного парня».

Skype

Сервис интернет-телефонии. Основан в 2003 г. Основные акционеры (до закрытия сделки с Microsoft, которая покупает 100% компании): группа инвесторов во главе с Silver Lake (56%), eBay (30%), основатели компании (14%). Аудитория (IV квартал 2010 г.): в среднем 145 млн пользователей в месяц. Финансовые показатели (2010 г., данные компании): выручка – $859,8 млн, операционная прибыль – $264 млн, убыток – $6,9 млн.

Другие проекты

Зеннстрем известен и другими проектами кроме Skype и Kazaa. В частности, он вкладывает деньги в игрушку Angry Birds для iPhone через фонд Atomico, где он соинвестор. После Kazaa Зеннстрем вкладывался в сеть по торговле лицензионным контентом Altnet. Вместе с женой, француженкой Катериной, он в 2007 г. основал Zennstrom Philanthropies, которая занимается проблемами изменения климата и соблюдения прав человека. Не все проекты Зеннстрема были удачны. Так, проект интернет-телевидения Joost развивался настолько плохо, что от него решено было отказаться. Ведомости

Для руководителя компании, которая стремится к революции в области коммуникаций, Зеннстрем поразительно неконтактен, удивлялась в 2006 г. FT. На сайте Skype не было ни адреса офиса, ни контактного номера. Когда журналисты все-таки связались с Зеннстремом, он отшутился: «У нас уже 80 млн пользователей, и каждый день прибавляется 250 000 <...> Нам бы столько звонили <...> Это обходилось бы слишком дорого».

Зеннстрем поразил журналистов и отсутствием своего кабинета. Он сидел за длинным столом с шестью коллегами. Причем, когда его не было в офисе, его стулом и компьютером мог воспользоваться любой желающий. При немалых габаритах – его рост 6 футов 5 дюймов (около 195 см) – Зеннстрем летал на совещания в Эстонию экономклассом, где порой втискивался в среднее кресло между двумя другими пассажирами.

ПРИМЕРНЫЙ МАЛЬЧИК-РАЗРУШИТЕЛЬ

Зеннстрем известен тем, что создает сервисы, разрушительные для целых отраслей. Файлообменник Kazaa превратился в рай для пиратов. Skype сильно досаждает телефонным компаниям, ряд сотовых операторов даже блокируют доступ к нему с мобильных. При этом Зеннстрем, родившийся в 1966 г. в семье учителя из шведского города Упсала, отрицает какие-либо радикальные наклонности. Но признается, что как потребителю ему не нравится чрезмерный рост корпораций. «Задача каждого – бороться с монополиями и компаниями, которые предлагают плохой товар», – говорит он. На страницах Businessweek он характеризовал себя как «мальчика примерного поведения», который прилежно учился в вузах Стокгольма и Упсалы, получив диплом в области компьютерных технологий и бизнес-образования.

Карьеру Зеннстрем сделал в телекоммуникационном гиганте Tele2. Там он завел знакомства и получил опыт, которые в конце концов привели его к успеху. Во-первых, научился создавать интернет-проекты. Он запустил и возглавил провайдера get2net и был гендиректором портала Everyday.com. Во-вторых, познакомился с эстонскими программистами, которым позже заказал Skype. Зеннстрем искал ребят, способных быстро написать движок и платформу для интернет-портала. Программисты в Швеции требовали на выполнение заказа несколько месяцев. Эстонцы изготовили прототип портала Everyday.com за уикенд. Он был запущен в 16 странах. Наконец, в Tele2 Зеннстрем познакомился со своим будущим компаньоном – датчанином Янусом Фриисом.

Фриис родился в 1976 г. в Копенгагене. Формально у Фрииса не было высшего образования. Зато был талант к придумыванию нетрадиционных проектов. Образованием он пожертвовал ради работы на датского интернет-провайдера CyberCity, а затем пришел в Tele2.

ПИРАТЫ

В 2001 г. партнеры начали работать над первым самостоятельным совместным проектом – файлообменником Kazaa, позволяющим обмениваться в сети различными файлами. Сделали его эстонские программисты Ахти Хейнла, Прийт Касесалу и Яан Таллинн, знакомые по работе в Tele2.

Естественно, пользователи перекидывали через сеть в основном не свои детские фотографии, а музыку и фильмы. «Kazaa представлял собой международный механизм воровства интеллектуальной собственности», – сокрушался глава Международной федерации звукозаписывающей отрасли (IFPI) Джон Кеннеди. «Когда радиостанции начали проигрывать музыку в эфире, звукозаписывающие компании стали преследовать их в судах. Теперь они снова задумались, что если люди будут слушать музыку бесплатно, то кто же станет покупать диски? Но я думаю, что все согласятся в том, что радиостанции были отличной идеей», – рассуждал в ответ Зеннстрем.

Больше всего звукозаписывающие компании возмущало то, что владельцы Kazaa зарабатывали на нелегальной деятельности. Обмен файлами сопровождался рассылкой рекламных материалов. В европейских судах начались судебные тяжбы. Из-за этого уже в 2001 г., в год создания, права на Kazaa были переданы специально созданной под эту цель австралийской компании Sharman Networks.

Сначала казалось, что Kazaa особо не о чем беспокоиться. В декабре 2003 г. Верховный суд Нидерландов постановил, что Зеннстрем и Фриис как создатели Kazaa не несут ответственности за деятельность пиратов, пользующихся этой службой. Но на карту было поставлено слишком многое. По данным IFPI, в начале 2000-х гг. число незаконно копированных записей и компакт-дисков в Германии как минимум было равно числу купленных законно, а возможно, и превосходило его. В 2005 г. Верховный суд США рассмотрел иск кинокомпании MGM к другой файлообменной сети, Grokster. Суд решил, что сеть все-таки несет ответственность за нарушение ее пользователями авторских прав. Угрожая этим прецедентом, правообладатели повели атаку на файлообменники. В мае 2006 г. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) добилась того, что файлообменная сеть BearShare согласилась компенсировать ей ущерб в размере $30 млн и пообещала принять меры, чтобы ограничить противозаконную деятельность пользователей. Подобные обещания дал и ряд других файлообменников.

На Kazaa насели сразу четыре крупных музыкальных издателя – Universal Music, Sony BMG, EMI и Warner Music. Устав отбиваться в судах, владеющая Kazaa компания Sharman заключила мировое соглашение. Она обязалась прекратить распространение пиратских копий и выплатить издателям более $100 млн компенсации.

Зеннстрем так и не поверил, что пиратство может быть большой проблемой для производителей. Особенно сейчас, когда появляется все больше онлайн-сервисов, продающих легальный контент. «Потребители в целом не пираты, многие из них – порядочные люди, которые хотят заплатить за качественные услуги, если цена на них не задрана», – говорит Зеннстрем и клянется, что Kazaa изначально задумывалась для распространения лицензионной музыки. Kazaa якобы пыталась договориться о продаже лицензионных копий, вот только звукозаписывающие студии оказались в то время не готовы к сотрудничеству, сокрушается он. Но за последние пять лет, пишет FT, продажи музыки упали на 30%, так что звукозаписывающие компании решили, что пора рассмотреть и нетрадиционные идеи. В том числе торговлю mp3 через интернет. Сейчас Kazaa торгует легальными записями. Правда, только на территории США.

ПРОКАЖЕННЫЙ

Когда баталии вокруг Kazaa были в самом разгаре, Зеннстрем и Фриис увлеклись новым проектом – интернет-телефонией Skype. Компания была основана в 2003 г. со штаб-квартирой в Люксембурге. Программу написали старые знакомые, эстонские программисты. За свою работу они получили в том числе 6%-ную долю в капитале фирмы, отмечает 40-летний Алан Мартинсон, глава венчурной компании Trigon.

Технология голосового общения по сети – Voice over IP, или сокращенно VoIP, была известна давно. Создатели Skype отличились тем, что применили пиринговый принцип, т. е. децентрализацию. Общение не идет через центральный сервер – на нем хранятся только данные абонентов, логины и пароли. Пользователи общаются друг с другом напрямую. Таким образом, как бы ни выросло число абонентов, сеть не рискует рухнуть из-за перегрузки.

Зеннстрем – прирожденный лидер, говорит Говард Хартенбаум, один из первых инвесторов Skype. Когда собирались деньги на новый проект, венчурные капиталисты были настолько испуганы скандалом вокруг Kazaa, что «и 10-футовой палкой не прикоснулись бы к Зеннстрему», вспоминает Хартенбаум и шутит: Зеннстрем умеет так убеждать, что после разговора с ним он чуть было не бросил венчурный бизнес и не пошел работать в Skype.

Телекоммуникационные гиганты рассматривали Skype как игрушку, с гордостью говорил Зеннстрем Businessweek. Но Skype оказался революционным проектом. За первые 18 месяцев он набрал 37 млн абонентов – больше, чем Tele2 за 20 лет, удивлялся Businessweek. Зарабатывать Зеннстрем хотел на дополнительных услугах (голосовая почта, конференц-связь) и звонках с компьютера на мобильный. Сразу надо заметить, что это ему не слишком удалось. За всю историю Skype оказалась прибыльной лишь однажды – $42 млн в 2008 г. А вот долгов у компании накопилось на $686 млн, пишет Fortune. Дело в том, что 90% звонков в системе совершается бесплатно, с компьютера на компьютер.

Зато Skype радовала своих создателей другими показателями. «Во время фазы бурного роста Skype была самым быстрорастущим интернет-проектом: eBay и Yahoo!, и AOL, и даже Google в первые два года росли куда медленнее, – гордился Зеннстрем. – Затем YouTube обогнала Skype по темпам роста. А сейчас еще быстрее растут Zynga и Groupon, а также Angry Birds. Наблюдая этот чрезвычайно быстрый рост пользователей и прибыли, порой понимаешь, что у компании есть оценочные параметры, которых она должна достичь. Но не нужно расти до них два года, может быть, от этих показателей отделяет всего шесть месяцев».

Правда, это породило неожиданные для Зеннстрема проблемы. «Когда у вас маленькая компания, управлять людьми и общаться с ними очень просто. Когда компания становится больше, приходится учиться куда лучше доносить до других, какая у нас стратегия, какое видение и какие приоритеты. Это стало для меня самым большим уроком», – вспоминал он. Но создатели Skype заработали не на управлении своей компанией. Они стали миллионерами на ее продаже. Причем дважды.

ОБРАТНЫЙ ВЫКУП

В 2005 г. Skype была куплена за $2,6 млрд интернет-аукционом eBay (позже eBay доплатила еще $500 млн). Зеннстрем после этого предупреждал других бизнесменов, чтобы они не торопились избавляться от бизнеса: «Когда у компании появляются шансы на успех, ей начинают звонить из крупных компаний, желающих купить бизнес за куда меньшие деньги, чем она могла бы выручить, продолжая развиваться как частная фирма. Мы пытаемся убедить компании отвечать на подобные звонки отказом. Они – знак, что компания на верном пути».

Но задумка сделать взаимодополняющие бизнесы, когда клиенты eBay общались бы с собой через Skype, а клиенты интернет-телефонии в Японии, Индии, Китае, России и Скандинавских странах заинтересовывались бы сервисами eBay, провалилась. Аукцион так и не смог придумать, как зарабатывать на Skype. В 2007 г. он переоценил инвестиции, списав $1,43 млрд, инвестированных в эту компанию. А в марте 2008 г. у eBay сменилось руководство. Новые менеджеры посчитали, что интернет-телефония никак не сочетается с остальным бизнесом, и решили продать 65% акций. Сначала речь шла об IPO, потом нашлась группа инвесторов: частный инвестфонд Silver Lake Partners, венчурный фонд Andreessen Horowitz, инвесткомпания Canada Pension Plan Investment Board и фонд Index Ventures.

Но тут неожиданно напомнили о себе Зеннстрем и Фриис. Принадлежащая им компания Joltid подала в калифорнийский окружной суд иск против eBay и группы инвесторов, потребовав всю прибыль, полученную Skype с того момента, как она «нарушает лицензионное соглашение». В частности, права на используемую Skype пиринговую технологию, как неожиданно узнали инвесторы, принадлежали Joltid. В итоге в 2009 г. пришлось заключать мировое соглашение и менять параметры сделки.

EBay оставила себе не 35, а 30% акций и выручила около $2 млрд. Инвесторы получили меньше акций, чем планировали изначально, – 56% вместо 65%, а Index Ventures, нацеливавшийся на 3% Skype, вообще вышел из сделки. Зато Joltid в обмен на отказ от исков и передачу технологий получила 14% акций Skype.

СНОВА НА ПРОДАЖУ

В 2010 г. Skype снова подала заявку на IPO, рассчитывая выручить около $1 млрд. Но после смены генерального директора с первичным размещением было решено повременить. В этом году Skype интересовались, по сведениям СМИ, Facebook и Google. Но в марте этого года, по данным WSJ, люди из Microsoft сделали неофициальный звонок руководству Skype о продаже компании, а уже 18 апреля стороны договорились о цене.

$8,5 млрд за убыточную компанию – это слишком большие деньги, загадка, почему Стив Балмер после такого все еще в кресле гендиректора, возмущался Иван Ньюмарк, блогер WSJ. Ответы даются разные. Кто-то считает, что Microsоft приобрела потенциальных клиентов. Кто-то считает, что это отличная инвестиция для развития облачных технологий. Похоже, теперь мы увидим Skype во всех продуктах Microsoft, куда их только возможно впихнуть, иронизирует Fortune.

Сам Зеннстрем всегда был оптимистичен насчет своего детища. «Мы только недавно начали работать. А если вы сравните число пользователей Skype с количеством тех, кто пользуется телефонами по всему миру, можно сказать, что мы только начинаем работать», – говорил он.