Чушь героическая

Из пятой картины серии о мутантах со сверхспособностями «Люди Икс: Первый класс» (X-Men: First Class) можно узнать много интересного о Карибском кризисе, холокосте и мутантах на службе ЦРУ
Двадцатый век Фокс СНГ

Понятие «Люди Икс» было придумано, чтобы избежать в названии одного из главных комиксов компании Marvel слова «мутанты», ведь читателей оно могло бы напугать. Что забавно, учитывая то, что сам комикс в общем-то о ксенофобии, шовинизме и общечеловеческой подозрительности по отношению к непохожим на других, будь то цвет кожи (например, синий), крылья стрекозы на теле стриптизерши или гигантские когтистые ноги. «Люди Икс» всегда были политизированной серией, но пятый фильм эпопеи ушел в этом направлении дальше обычного.

«Люди Икс: Первый класс» – это приквел трилогии о мутантах (четвертый фильм про Росомаху – тоже предыстория) и рассказывает, как богатый наследник и телепат Чарльз Ксавьер (Джеймс Макэвой) стал Профессором X в инвалидном кресле, а жертва холокоста Эрик Леншер – злодеем Магнито (его сильное место – железяки: он умеет поднять подводную лодку из воды и развернуть радар). Попутно мы узнаем, как одни мутанты учинили Карибский кризис, а другие спасли мир от ядерной войны, побываем в загородной штаб-квартире Минобороны Советского Союза (елки, овчарки, один похотливый генерал), на злодейской подводной лодке, злодейской же суперъяхте, в подвалах ЦРУ и множестве других интригующих точек.

В «Первом классе» творится такая восхитительная, непредставимая чушь, что в какой-то момент начинаешь волноваться за дальнейшую судьбу картины. Ну просто вряд ли же кто-то поверит, что режиссер Мэттью Вон это всерьез. Если поначалу с появлением в картине отряда новобранцев-тинейджеров (некоторые довольно противные и с мелированием) возникают опасения, что сейчас начнется работа на молодежную аудиторию и всяческая «Ханна Монтана» с «Классным мюзиклом», то они быстро рассеиваются. Практически в каждом диалоге звучит что-то вроде «Успокой свой мозг», Эмма Фрост (звезда «Безумцев» Дженьюэри Джонс) ходит в белом лифчике, Майкл Фассбендер трактует своего Эрика в духе «Дарт Вейдер. Молодые годы».

Вообще, Мэттью Вон, режиссер «Пипца» и продюсер главных фильмов Гая Ричи, не отказывает себе в отсылках. Известно, что одна из первых версий сценария, в которой главной была линия еврейского мстителя Магнито, маркировалась как «Люди Икс встречают «Пианиста». Майкл Фассбендер, который мстит здесь нацистским преступникам, тем же самым уже занимался в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. Карибский кризис не так давно был в «Безумцах», где тоже играет Дженьюэри Джонс, которая также в одной из сцен «Людей Икс...» вдруг выдает героиню «Основного инстинкта» Кэтрин Тремел на допросе. Ну и, естественно, комедия про ядерную войну просто не может не отсылать к кубриковскому «Доктору Стрейнджлав...», что она с успехом и делает. «Люди Икс: Первый класс», конечно, никакой не серьезный фильм про супергероев, а бондиана, переходящая в «Остин Пауэрс...». Что-то настолько пленительно дурацкое, что хочется сразу пойти на следующий сеанс и проверить, не показалось ли. И вообще есть подозрение, что самому Мэттью Вону святые для фанатов серии имена Магнито и Зверь кажутся не менее идиотскими, чем нам с вами.