Телевидение для взрослых

Впервые за историю российского телевидения сразу группа каналов меняет аудиторию, по которой они продают рекламу. Самые младшие зрители, на которых рассчитывают большинство каналов, со следующего года повзрослеют с 18 до 25 лет. Аудитории каналов стареют вместе с населением страны

Крупнейший российский телеселлер «Видео интернешнл» (ВИ) договоривается с 13 федеральными каналами о смене их целевой аудитории со следующего года, рассказали «Ведомостям» источники в четырех телекомпаниях и двух рекламных группах. ВИ обсуждает с каналами изменение аудитории, подтвердил представитель селлера Антон Чаркин, но окончательные договоренности достигнуты не со всеми телекомпаниями.

Целевая аудитория канала определяет те группы зрителей, контакты с которыми канал продает рекламодателям. Чем выше спрос на такую аудиторию у крупнейших рекламодателей, тем она дороже, поэтому каналы стремятся привлечь прежде зрителей платежеспособного, социально активного возраста. Те целевые аудитории, по которым сейчас продаются рекламные возможности каналов, были определены лет десять назад, указывает Чаркин, с того времени средний возраст россиян и, соответственно, средний возраст телезрителей сильно вырос, а рекламодателям более взрослые зрители тоже интереснее. Платежеспособное население повзрослело, соответственно, изменился спрос со стороны рекламодателей, соглашается представитель «Проф-медиа» Екатерина Осадчая: у самих каналов со временем накопилась погрешность: их зрители стали старше целевой аудитории.

Поэтому целевая аудитория у большинства каналов, обслуживаемых ВИ, может «постареть», рассказали собеседники «Ведомостей» в рекламных группах и в телекомпаниях: так, «Россия 1», «Россия 2» и «Пятый канал», скорее всего, будут продавать рекламодателям контакты со зрителями старше 25 лет, а не старше 18, как сейчас. Другие каналы сдвигают не только нижнюю, но и верхнюю границу аудитории. Так, аудитория ТВ3 и 7ТВ может изменится с 18–54 лет на 25–59 лет. РЕН-ТВ, ДТВ и «Домашний», видимо, также доведут верхнюю границу до 59 лет.

Каналы исключают из целевой аудитории слишком молодых зрителей, указывает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина: «Спрос со стороны рекламодателей на детскую аудиторию весьма невелик». Так, «Муз-ТВ» и MTV с 2012 г., вероятно, уже не будут продавать контакты со зрителями только старше 14 лет и младше 34 лет (сейчас 11–34 года).

О желании отсечь детей и стариков среди зрителей в марте на встрече с инвесторами рассказал СТС: со следующего года канал может продаваться по аудитории 14–44 года (сейчас 6–54 года). Около 76% рекламных бюджетов на ТВ предназначены именно для аудитории в возрасте 14–44 лет, объясняли тогда топ-менеджеры CTC Media. Дополнительных затрат это решение не потребует: СТС с 2008 г. ведет перепозиционирование в пользу более взрослого «контента», уходя от детских и юношеских сериалов к программам, предназначенным для семейного просмотра, указывал генпродюсер холдинга Вячеслав Муругов. Рекламодателям понравилась инициатива канала: представители МТС и «Вымпелкома» рассказали «Ведомостям», что новая, более четко таргетированная аудитория СТС лучше совпадает с той, на которую ориентируются операторы при продвижении своих продуктов.

«Первый канал» – единственный со следующего года может омолодить свою целевую аудиторию. Вместо всех зрителей старше 18 лет он готов продавать контакты со зрителями 14–59 лет, рассказали несколько собеседников «Ведомостей», именно на эту аудиторию приходится около 90% бюджетов рекламодателей и канал хочет максимально ей соответствовать. «Первый канал» может себе позволить такой шаг: за последние годы канал последовательно строил программирование таким образом, чтобы привлечь максимальное число зрителей молодого и среднего возраста, объясняет член совета директоров рекламной группы Aegis Media Андрей Брайович, и собрать такое ядро каналу удалось, теперь он пытается капитилизировать этот результат, продавая имеющуюся аудиторию дороже.

Представители «Первого канала», ВГТРК, Национальной медиа группы, ЮТВ отказались от официальных комментариев.