Под прикрытием Чемезова

По просьбе Renault-Nissan «Ростехнологии» оставят себе блокпакет акций «АвтоВАЗа»

До конца года «Ростехнологии» продадут Renault-Nissan 4% акций «АвтоВАЗа», сделка будет оплачена деньгами, заявил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге руководитель госкорпорации Сергей Чемезов. Тогда у нее останется блокпакет: после предстоящей допэмиссии доля Renault останется неизменной (25%), «Ростехнологий» – вырастет до 29,4%, а «Тройки диалог» – размоется до 20,5%. Выкупив ее пакет и 4% у «Ростехнологий», французы довели бы долю до контрольной.

На том, чтобы госкорпорация сохранила блокпакет в компании, настаивала Renault-Nissan, рассказал Чемезов: «Когда мы решили часть акций продать, наш партнер Renault-Nissan и его руководитель г-н [Карлос] Гон обратился к премьеру [Владимиру Путину] с просьбой, чтобы госкорпорация оставила у себя блокпакеты <...> чтобы мы были как бы их зонтиком», это «дает определенные гарантии благополучия».

Идея, что «Ростехнологии» могут продать долю в «АвтоВАЗе», возникла на встрече Путина с Гоном, Чемезовым и гендиректором «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым в ноябре прошлого года, рассказывают два источника, близких к заводу. Чемезов сказал, что если нужно, то госкорпорация готова продать акции, говорят они. Гон через представителя подтвердил, что такая возможность была затронута, а он предложил «Ростехнологиям» сохранить минимум блокпакет. «Через «Ростехнологии» правительство должно участвовать в «АвтоВАЗе», потому что это стратегически важное предприятие», – пояснил Гон свою позицию. Представитель Путина о такой просьбе не знает.

За время кризиса «АвтоВАЗ» через «Ростехнологии» получил от государства 75 млрд руб. Основная часть этих денег пошла на расчеты с поставщиками и выплату долга перед банками. Если же актив полностью переходит в частные руки, то у государства меньше мотивов выделять помощь, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В будущем, когда «АвтоВАЗ» начнет развиваться нормально, возможно, опора в виде госкорпорации не потребуется и она может полностью выйти из капитала завода, допускает она.