Репрессии не забыты

В отличие от властей граждане поддерживают программу по увековечиванию памяти жертв тоталитарного режима и готовы даже лично поучаствовать в этом

Проект по десталинизации был обнародован в марте 2011 г. советом при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. В середине мая «Левада-центр» включил предложения правозащитников в опросник и спросил у 1600 респондентов, поддерживают ли они эти меры. Подавляющее большинство их поддержало. 70% россиян готовы принять участие в создании книг памяти жертв тоталитарного режима и установке памятников жертвам репрессий, 63% респондентов выступают за государственную политико-правовую оценку массовых репрессий. За социальную поддержку ныне живущих в России жертв репрессий выступают 78%, рассекречивание архивов о массовых репрессиях приветствуют 67,8% граждан. 71% приветствовали бы завершение процесса юридической реабилитации граждан, осужденных по политическим мотивам, более половины россиян (53%) готовы поддержать принятие закона, запрещающего увековечивать в названиях населенных пунктов и улиц память лиц, несущих ответственность за репрессии.

«Несмотря на тихую и многоплановую реабилитацию Сталина и то, что благодаря пропаганде последних лет в общественном сознании произошла искусственная «склейка» его образа с победой в войне, большинство так или иначе признает его ответственным за совершенные преступления», – утверждает директор «Левада-центра» Лев Гудков.

Оппоненты разработчиков программы десталинизации утверждают, что она ведет к ослаблению государства. «Я за программу увековечивания памяти мирных жертв террора, но против программы десталинизации», – говорит депутат-единоросс Госдумы Сергей Марков. По его словам, реализация проекта приведет к «гиператомизации общества», а население России «устало от того, что историю мажут черной краской».

Из обсуждения программы десталинизации на ТВ создалось впечатление, что «сверху поступил заказ представить инициативу как стремление разжечь рознь между различными социальными слоями», отмечает член президентского совета Мара Полякова.

По словам коллеги Поляковой Валентина Гефтера, с администрацией президента есть договоренность о создании рабочей группы, которая займется дальнейшей реализацией всех пунктов программы. «Работа идет медленно и трудно, и по большинству вопросов мы встречаем непонимание государства», – констатирует правозащитник.

По мнению Гудкова, программа десталинизации безуспешна при высокой степени апатии в обществе. Люди не связывают проблемы осмысления прошлого с нынешними проблемами и политической ситуацией, подобные вопросы слишком отвлеченные для населения, констатирует эксперт.