Игроки: Пересмотреть бизнес-модель

Telenor Group

Акционеры: правительство Норвегии – 53,97%, около 40% акций – в свободном обращении. Капитализация – $25,7 млрд. Финансовые показатели (2010 г.): выручка – $16,1 млрд, чистая прибыль – $2,4 млрд. Обслуживает около 120 млн абонентов в 11 странах.

Наша индустрия ставит перед нами новые вызовы. Сейчас в мире более 5 млрд пользователей мобильных телефонов, и доля пользователей смартфонов растет стремительно. Люди все активнее используют максимум возможностей, которые предоставляет им смартфон. Это и социальные сети, и бизнес-приложения, SAP уже предлагает приложения для мобильных устройств.

Для того чтобы все это работало, необходимо обеспечение большой пропускной способности сетей. От нас нужна инфраструктура, отвечающая потребностям клиентов. Если мы ее обеспечим, мы удовлетворим запросы наших клиентов и обеспечим максимальную прибыть для акционеров. Но для этого требуются значительные инвестиции в инфраструктуру, что и является основным препятствием. Преодолеть его – одна из задач, стоящих перед игроками отрасли.

Приведу два примера, как Telenor решала эту задачу. В 2008 г. мы приняли решение выйти на рынок Индии. Нас критиковали за то, что мы туда идем, за то, что мы выходим туда поздно. В этой критике было много разумного, и мы понимали, что капитальные затраты в построение сетей могут составить миллиарды в первый же год, а на возврат инвестиций уйдут годы. Было понятно, что это совершенно новый рынок, не похожий на те, где мы уже работали. Для выхода на него нужна была новая модель. К тому моменту в Индии уже существовало большое количество операторов, которые строили вышки. Мы приняли решение войти в партнерства с уже существующими игроками и совместно использовать существующую инфраструктуру. И уже через шесть месяцев – после принятия решения о выходе на рынок – одним махом мы запустили услугу для 600 000 человек. В традиционной бизнес-парадигме это было бы невозможно.

Количество партнерских отношений Telenor в Индии очень и очень велико. Речь идет о совместном использовании не только вышек. Совместно используются ЦОДы, коммутаторы, свичи. Партнерства охватывают все бизнес-процессы. Мы отдали на аутсорсинг и IT-обеспечение нашего оператора в Индии. Все это было для нас абсолютно новым, раньше мы привыкли делать все сами. Здесь же нам пришлось полагаться на созданную сеть партнеров, для того чтобы добраться до рынка как можно быстрее. Принимая во внимание, что всего за шесть месяцев мы набрали 600 000 абонентов, наверное, нам это удалось.

Второй пример из абсолютно другого рынка – из Швеции. Теле2 и Telenor совместно строят новую сеть четвертого поколения LTE. Почему совместно? Это единственная возможность для Telenor получить необходимые технические возможности для выхода на рынок 4G без значительного объема капитальных затрат. С Tele2 в Швеции мы на паритетных началах делим всю техническую сторону, то, что мы называем бэк-офисом. Но мы ни в коем случае не делим клиентов: маркетинговые стратегии, подходы к ценообразованию у каждого свои.

Рынок выдвигает все новые требования к игрокам, и, чтобы им отвечать, порой нужно пересматривать существующие бизнес-модели. Индия и Швеция в этом смысле хорошие примеры. Все, чего мы смогли достичь на этих рынках, мы привносим в нашу бизнес-модель в других частях света. Этот опыт помогает нам выйти на рынки, которые раньше мы считали для себя закрытыми.