Остров террора

Не менее 97 норвежцев погибло от рук террориста с ультраправыми взглядами. Крупнейший теракт в истории Норвегии может скорректировать ее миграционную политику и курс на евроинтеграцию
AP

Давняя мечта

Брейвик готовил теракт девять лет, следует из его антиисламистских и националистических публикаций на сайте document.no, сообщает норвежская газета Dagbladet. Оружие купил в 2010 г. Последняя запись была сделана им 22 июля.

В пятницу днем в центре Осло возле правительственных зданий была взорвана бомба, а чуть позже на острове Утейа в 40 км от столицы человек в полицейской форме стал расстреливать подростков, собравшихся в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии (НРП). От взрыва погибло семь человек, сообщает Reuters, а от пуль террориста – не менее 85, еще примерно столько же получили ранения.

Полиция задержала 32-летнего Андерса Беринга Брейвика, который уже дал признательные показания, и ищет его сообщников. Террорист методично расстреливал подростков, добивая раненых. Многие погибли, пытаясь спастись вплавь. Полиция прибыла на остров только через полтора часа после того, как Брейвик начал расстрел, он сдался без сопротивления. Возникли сложности с транспортировкой на остров, а вертолет не был готов к вылету, объяснил журналистам шеф национальной полиции Свейнунг Спунхейм.

Такого в стране никто не мог и представить, поэтому подростки даже сразу не поняли, что нужно убегать, да и полиция там малочисленна, отмечает эксперт РГГУ по Норвегии Сергей Агишев.

Преступник мог убить и больше людей из используемой им самозарядной винтовки при таком отсутствии сопротивления и наличии патронов, отмечает эксперт по стрелковому оружию Максим Попенкер. В Норвегии развита оружейная культура, хотя ношение пистолетов запрещено, теперь следует ожидать ужесточения политики в этой сфере, считает эксперт.

Некоторое время Брейвик был членом правой Партии прогресса, но в 2006 г. был вычеркнут из ее списков, отмечает BBC. Это консервативная партия, представленная в парламенте, выступает против интеграции в Европейский союз – в отличие от НРП, но национализма в идеологии прогрессистов нет, отмечает Агишев.

Служба безопасности Норвегии еще в марте предупредила о росте активности правых экстремистских группировок, но посчитала, что они не представляют серьезную угрозу, пишет WSJ. Ультраправые в Норвегии действительно не представляют серьезной силы, как и исламские общины, это очень мирная страна, констатирует Агишев. В последние годы большинство экстремистских групп было ликвидировано полицией, говорит Лилит Геворкян из IHS Global Insight.

То, что произошедшее случилось именно на юге страны, показательно, этот регион наиболее интегрирован в ЕС, там больше общей экономики, да и лагерь был как витрина – как раз мультикультурный, отмечает Агишев. Мигрантов в стране около 9%, в основном они живут в столице, говорит эксперт. Посольство Норвегии в Москве уже пообещало смену режима въезда, введен досмотр приезжающих из зоны шенгенского соглашения; скорее всего лейбористами, которые у власти как минимум до 2013 г., будет скорректирован курс на евроинтеграцию, считает Агишев.