Брейвик убил не всех

Террорист Брейвик хотел убить европейских президентов, но восхищается российским премьером Владимиром Путиным

Вчера в Осло прошло первое судебное слушание по делу Андерса Беринга Брейвика, подозреваемого в совершении двойного теракта – взрыва возле правительственных зданий в Осло и расстрела молодежного лагеря на острове Утойя. Пятничная трагедия, по предварительным данным полиции, привела к гибели 76 человек. 32-летний Брейвик – единственный обвиняемый. Он уже признался в совершении преступлений, объяснив, что спасал Западную Европу от мусульман.

Заседание прошло в закрытом режиме, хотя подозреваемый настаивал на открытом, чтобы объяснить обществу свои мотивы. Против того, чтобы преступник выступал публично, высказались более 60 000 человек в социальной сети Facebook.

На заседании, по словам судьи Кима Хегера, Брейвик сообщил о двух группах сообщников, эту информацию проверит следствие. Судья постановил оставить Брейвика под арестом в одиночной камере на восемь недель без возможности встреч с посетителями и получения писем, срок может быть продлен.

По данным полиции, основные судебные слушания могут начаться через год – вчера избиралась лишь мера пресечения. Максимальный срок по статьям, касающимся терроризма, в Норвегии – 21 год, но с правом продления каждые пять лет, если преступник представляет риск для общества, объяснил Reuters профессор криминального права Университета Осло Стаале Эскеланд.

По данным газеты Aftenposten, жертвой Брейвика должна была стать бывший премьер-министр Гру Харлем Брунтланн, покинувшая остров до прибытия Брейвика: трижды возглавляла правительство, ее называли «матерью нации». Из опубликованной в сети за несколько часов до расстрела «2083 – Европейской декларации независимости» самого Брейвика следует, что смерти заслуживали президент Франции Николя Саркози, экс-премьер Великобритании Тони Блэр и принц Чарльз.

Путин в том же тексте – его цитирует русская служба ВВС – описан как «справедливый и решительный лидер, достойный уважения...», как пример упоминается и движение «Наши». Пресс-секретарь «Наших» Кристина Потупчик поспешила назвать мнение Андерса Брейвика «мнением безумца». Фанатики существуют и будут существовать, говорит норвежский политолог Ханне Матлари. Но действия Брейвика могут привести к снижению антииммиграционной риторики правых партий на предстоящих в сентябре выборах в местные органы власти, уверен Фран Аареброт из Университета Бергена. И хотя премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг пообещал, что Норвегия останется открытой и демократической страной, в этом обществе будет все же меньше взаимного доверия, указывает Томас Хилланд Эриксен, антрополог из Университета Осло.