Счет не в пользу прессы

Российский рекламный рынок в первом полугодии рос докризисными темпами – его объем увеличился на 28%. Интернет имеет все шансы к концу года стать вторым по объему рекламным каналом после телевидения. Отстающий сегмент – реклама в печатных СМИ
А.Махонин

Объем рекламы во всех медиа в первом полугодии 2011 г. составил 121,2–122,2 млрд руб. (за вычетом НДС), на 28% больше, чем за те же месяцы 2010 г., подсчитала комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Основную роль в этом росте играет медиаинфляция, а не реальное увеличение объемов размещения, считает вице-президент OMD MD|PHD Group Илья Герцев. Рассчитать объем медиаинфляции на рынке АКАР не в силах: ценовая политика его игроков сильно отличается, единой информации о ней нет, признается вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Но очевидно, что основной виток роста цен пришелся на ТВ, а, например, в прессе средние цены на размещение фактически не изменились, говорит он.

Печатные СМИ по-прежнему отстают от других сегментов рынка. Их рекламные сборы росли втрое медленнее, чем весь рынок: 11% за полугодие до 19,4–19,6 млрд руб. Во II квартале по сравнению с первым темпы роста заметно ускорились, обнадеживает Евстафьев. Увеличился объем рекламы, но не доходы издателей, говорит гендиректор ОАО «Вечерняя Москва» Александр Чекшин, до недавнего времени возглавлявший отдел маркетинга и интернет-проектов ИД «Комсомольская правда». Соотношение дохода на полосу по сравнению с прошлым годом падает, издательские дома заполняют полосы рекламой собственных проектов, что и обеспечивает рост рынка, объясняет он. Рекламодатели переходят из изданий, рассчитанных на широкую аудиторию, в узкоспециализированные СМИ, лидирующие в своих сегментах, отмечает Евстафьев. Он советует издателям искать новые высокотехнологические способы размещения рекламы в дополнение к традиционным. Издательства, следующие современным тенденциям, наращивают доходы от размещения рекламы на своих интернет-ресурсах, говорит Чекшин: например, в «Из рук в руки» и «КП» доля доходов от интернет-рекламы уже превысила 10%, «Комсомолка» к концу года собирается увеличить эту долю до 13–14% (за 2010 г. эта доля также выросла на 3-4 процентных пункта).

Рекламодатели продолжают перераспределять свои бюджеты в пользу цифровых медиа: с таким темпом роста digital-сегмент скоро догонит прессу и наружку в денежном выражении, считает Герцев. Интернет-рекламы за первое полугодие стало на 57% больше, чем годом ранее, подсчитала АКАР (16,1–17,1 млрд). Росту способствовал переход в интернет ряда бюджетов, «не поместившихся» на ТВ в силу сокращения инвентаря и резкого увеличения стоимости ТВ-рекламы, объясняет гендиректор AdWatch Isobar Андрей Чернышов. Доля интернет-рекламы в общем рекламном рынке выросла за последний год с 11 до 14%, подсчитал он. Евстафьев полагает, что интернет может стать вторым по значению сегментом на рекламном рынке после ТВ уже в этом году.