Топоры не про нас

Международная биеннале современного искусства «Диалоги» проходит в десятый раз как в первый. Ничего радикального там не увидишь, зато есть забавное
Е.Кузьмина

Большую часть пространства петербургского Манежа поделили шесть кураторов. Курс на приглашение не отдельных художников, а готовых проектов «Диалоги» взяли два года назад. До этого иностранных участников выбирали по присланным картинкам и, как признается бессменный куратор биеннале Лариса Скобкина, иногда получали не то, что представлялось.

Центральный раздел биеннале – «Cовременное искусство Саксонии» – составлен из работ молодых художников Дрездена: традиционная живопись, респектабельная фотография, безобидный видеоарт. С русским авангардом заигрывает куратор Норвежского музея Вигеланд Трине Нилсен. Три художника, используя материалы, традиционно ассоциирующиеся с Россией, интерпретируют произведения Малевича, Ларионова, Родченко. Но схема «водка – черный квадрат – березка» открытий не принесла. Супрематическая композиция из топоров два месяца назад могла бы трактоваться как намек на «Преступление и наказание», но после летнего норвежского теракта навевает другие мысли.

Удача биеннале – словацкая экспозиция, здесь представлены график и книжный иллюстратор Альбина Бруновски с многочисленными учениками. Среди них есть уже именитые художники, и работают они во всех мыслимых направлениях и техниках, так что получилась представительная выставка современной словацкой графики. Уже традиционно в Манеже показывают победителей немецкого фотофестиваля «Горизонты». Отдельную программу – «Художники Северных стран» подготовил Хенри Гран Хермунен, включив в нее и свои оригинальные карандашные рисунки на холсте.

Есть на «Диалогах» и персонально приглашенные. «Россия» швейцарца Жана Штуца – это две массивные плиты, стилизующие российский триколор. Большую их часть занимают белые полосы, символизирующие, надо думать, победу добра. На одной – портрет российского премьера, на другой – директора центра современной культуры «Гараж» Дарьи Жуковой. Свой стенд – у живого классика петербургской фотографии Андрея Чежина. «Кнопка и модернизм – 2» – пятьдесят новых фотографий, продолжающих серию, посвященную любимым художникам.