Как Facebook, но с плюсом

Google всегда стремилась доказать, что может быть первой не только в поиске, но и в любых других интернет-сервисах. Она создала крупнейший картографический сервис Google Maps, популярную электронную почту Gmail, но в сегменте социальных сервисов терпела одну неудачу за другой. Удастся ли ей занять эту нишу с Google+?

Личное мнение. Герман Клименко

Основатель сервиса блогов и статистики Liveinternet.ru. Для меня Facebook – удобная саморегулирующаяся система с деловыми и личными контактами. Но, к сожалению, у нее есть «родовые» и неисправимые недостатки: нет качественного поиска, а до уровня YouTube и Picasa «расти десятилетиями». Сейчас я использую оба сервиса. Google+ – гораздо меньше и реже, так как привычнее все-таки общаться в старом месте. А критически важных отличительных от Facebook функций у Google+ нет. Для меня сигналом для перехода в Google+ будет появление тэгов и поиска по постам.

Алена Владимирская

Основатель интернет-агентства Pruffi. Мне привычнее общаться в Facebook, хотя удобнее Google+. Там объективно лучше функционал – шрифт, возможность править посты (это очень важно), возможность выбирать, на какую аудиторию транслировать пост (в Facebook это тоже есть, но крайне неудобно). Но Facebook пока значительно интереснее Google+, которая пока вся держится на перепостах. Кроме того, в Google+ непонятная аудитория, и количество добавляющих меня ежедневно незнакомых людей пугает.

Первая по росту

По данным Comscore, Google+ стала самым быстрорастущим сайтом в истории интернета, набравшим за первый месяц существования (с начала июня 2011 г.) 25 млн пользователей. Facebook для этого понадобилось три года, Twitter – почти два. По данным Comscore на конец июля 2011 г., у Google+ было 28 млн пользователей, в том числе в России – 355 000.

Первая социальная сеть от Google называлась Orkut. Она появилась семь лет назад, как раз в тот год, когда студент Гарвардского университета Марк Цукерберг запустил проект Facebook. С тех пор Facebook набрала 750 млн активных пользователей по всему миру, а о существовании Orkut помнят лишь жители Бразилии и Индии. В 2007 г. на волне популярности Twitter Google приобрела похожий на него сервис микроблогов Jaiku. Но проект не смог конкурировать с Twitter, и в 2009 г. Google перестала его развивать.

В 2009 и 2010 гг. Google запустила еще два громких проекта. Первый – Google Wave – должен был объединить в себе функции электронной почты, мессенджера, форума и совместного редактирования документов. Но работала система нестабильно, да и концепция оказалась для многих непривычной. Так и не набрав аудиторию, Google Wave в августе 2010 г. был закрыт.

Сервис микроблогов Buzz (в русской версии – «Живая лента») отличался от Twitter в основном плотной интеграцией с Gmail. Но именно близость к Gmail сыграла с ним злую шутку. В сеть Buzz оказался включен и список контактов пользователей Gmail. Тут-то и выяснилось, что пользователи Buzz получают доступ к личным данным людей, чьи ленты читают.

В итоге компания взялась разрабатывать более классическую социальную сеть Google+, которую и запустила в июне этого года.

Борьба за друзей

Внешне Google+ напоминает все популярные социальные проекты сразу, а больше всего – Facebook. Главная страница разделена на три части: слева – список групп, посередине – лента сообщений друзей, справа – предложения от соцсети (например, о добавлении в друзья). Как и Facebook, Google+ позволяет добавлять фото, ссылки на видео, а с недавнего времени и играть в игры; есть в соцсети даже аналог кнопки Like – «+1».

Отличается же Google+ от Facebook прежде всего системой добавления друзей. Чтобы получить полный доступ к профилям и сообщениям друзей в Facebook, нужно, чтобы и они вас добавили в друзья. Тогда как Google+ (так же как и Twitter) разрешает добавлять пользователя в свою ленту и читать его записи даже тем, кого он сам не включил в друзья. Правда, это спровоцировало регистрацию в Google+ большого числа аккаунтов с фальшивыми именами, и Google пообещала удалять их. Политика сервиса нацелена на идентификацию пользователя, объяснила компания.

Вместе с тем в отличие от Facebook Google+ позволяет фильтровать ленту друзей, добавляя их в «круги». Это дает возможность разделять, например, ленты сообщений коллег, друзей, родственников и т. п., чтобы читать и комментировать их по отдельности. В Facebook лента единая, но общаться «по интересам» тоже можно, создав для этого отдельную группу и пригласив в нее нужных собеседников. Есть ощущение, что целью Google изначально было «исправление ошибок» Facebook, говорит менеджер крупной социальной сети: например, Google сразу встроила в соцсеть видеочат, которого не было в Facebook.

Сильная сторона Google+ – интеграция с другими сервисами Google. Например, фото можно загружать через принадлежащий поисковику фотосервис Picasa, а в качестве видео удобно добавлять ролики с YouTube. Кроме того, если вы зарегистрировались на Google+, то при заходе на сайт Google увидите панель с ссылками на сервисы и уведомления из соцсети.

«То, что мы делаем в сфере социального интернета, отличается от того, что делает Facebook», – говорил в июньском интервью «Ведомостям» председатель совета директоров Google Эрик Шмидт. Если вы пользуетесь YouTube и сообщаете Google о своих предпочтениях, компания приспособит сервис специально под вас. «Для нас социальность – это возможность использовать данные, которыми с нами осознанно делятся пользователи, для улучшения наших продуктов, – говорит Шмидт. – Газеты часто рассуждают в терминах «победитель-проигравший». Мы в каком-то смысле все победители».