Складно и пестро
Третий фестиваль Российского национального оркестра начался гастролью скрипачки Сары Чанг, московским дебютом певицы Веселины Казаровой и концертом памяти жертв 11 сентября. Но худрук фестиваля Михаил Плетнев принял участие лишь в одном из этих громких событийМихаил Плетнев не хочет повторять собственного подвига трехлетней давности, когда во время Первого фестиваля РНО он дирижировал все семь вечеров из семи. Что жаль, поскольку и в течение сезона он выступает не так уж часто, а любители музыки весьма ценят то сродство, которое наблюдают между оркестром и его руководителем.
Именно в настроении тонкого согласия была сыграна на открытии симфония Чайковского «Манфред», с чудесной игрой света и тени, переливами арф и зычными тутти, по которым стосковался за год ремонта Большой зал консерватории.
Ничего подобного не наблюдалось между Плетневым и Сарой Чанг, солировавшей в Концерте Сибелиуса. Скрипачка и дирижер отбывали номер, полагая добродетелью просто не разойтись. Вспоминая, как играл тот же Концерт с Плетневым и РНО Сергей Крылов, испытываешь грусть.
Московский дебют оперной звезды Веселины Казаровой прошел уже без Плетнева – дирижировал Томас Зандерлинг. Оркестровые номера из Моцарта получились у него гладко и скучно, в стиле если не СССР, то ГДР, увертюры Россини – живее, в основном благодаря стараниям солистов-духовиков. Аккомпанемент звезде вполне сложился. Звезда показала себя в коронном амплуа – мужских партиях, которым очень к лицу ее величественность и стать. И только в конце перешла на героинь-женщин, спев арии из «Итальянки в Алжире», «Самсона и Далилы», «Орлеанской девы». Между тем ее пение оставило половинчатое впечатление: техника и подвижность в колоратурах весьма впечатляющие, диапазон большой, характер страстный – но кантилена рвется, ноты пропадают, низы не слышны. Пассионарная личность излучала накал, а голос ее звучал, как у Мандельштама, «не поймешь, не ответишь».
Томас Зандерлинг, точный и неброский, был и у руля мемориального концерта, посвященного памяти жертв теракта, случившегося в Нью-Йорке десять лет назад. Именно тогда видный юрист Самуэль Пизар с опозданием выполнил просьбу покойного Леонарда Бернстайна и написал новый текст к его симфонии 1963 года, названной «Кадиш». В своем персональном, неканоническом кадише Пизар увязывает пережитый им самим в детстве ужас концлагеря с угрозой новых трагедий и дерзко упрекает Бога в равнодушии. В Москве текст читал сам Пизар, что сообщило исполнению симфонии подлинность документального театра. Жаль, что музыка симфонии – лишь общие места модернизма.
Не самая интересная по музыке и Тринадцатая Шостаковича с чеканными стихотворениями молодого Евтушенко (одно из них – «Бабий Яр»), но звучание большого общественного события сохраняется в ней до сих пор – особенно если за этим последит артист калибра Сергея Лейферкуса, прекрасно спевшего сольную партию.
Третий фестиваль РНО пестрит проектами, множество впечатлений не складываются в единую картину. Так бывает, когда хозяин покидает гостиную и гости начинают разговаривать каждый о своем.