3D по-домашнему

Кинотеатры быстро теряют статус эксклюзивного поставщика 3D-контента. Теперь трехмерные фильмы можно посмотреть и дома на специальных телеканалах или заказав копию у провайдера

«Вымпелком» стал первым оператором, который предоставит пользователям фильмы в 3D в рамках услуги «видео по заказу», говорит Айбашева. Другие операторы, предоставляющие видео по заказу, только планируют внести 3D-фильмы в свой видеопрокат. Зрители «НТВ плюс» могут смотреть такие картины на специальном 3D-канале, рассказал директор по маркетингу оператора Алексей Журавлев. Канал «НТВ плюс 3D by Panasonic» был запущен прошлой весной, говорит он, и кроме фильмов показывает спортивные состязания (прежде всего футбольные и хоккейные матчи) и музыкальные концерты. Фильмы занимают почти половину эфира канала, рассказал Журавлев. Прежде представители «НТВ плюс» оценивали инвестиции в создание такого канала в несколько миллионов долларов. По словам Журавлева, канал пока не стал рентабельным: «Есть небольшой убыток, но для нас это инвестиции в будущее».

С ноября пользователи цифрового телевидения «Билайн» (оператор – «Вымпелком») смогут заказать у провайдера фильмы из библиотеки Sony Pictures Television, в том числе в 3D, сообщили компании. Первой трехмерной картиной, которую смогут увидеть абоненты ТВ «Билайн», станет мультфильм «Смурфики 3D», уточнила представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. На «Билайн» ТВ будут доступны все новые картины, выпускаемые в кинопрокат компанией Sony Pictures Television. Фильмы из библиотеки стоят 50–100 руб. в зависимости от качества и новизны, картины в HD-качестве, – 100 руб. Сколько будет стоить фильм в 3D, пока неизвестно.

Трехмерные фильмы в последние два года стали главным источником роста киносборов в мире. Билеты на 3D-премьеры стоят в полтора раза дороже, чем на обычные показы, и в конце 2009 г. и в 2010 г. такие картины привлекали большое внимание зрителей. Но в последнее время зрители стали уставать от 3D, рассказывали представители киносетей. При этом кинотеатры долгое время оставались единственным местом для просмотра трехмерного контента.

Весной 2010 г. 3D-канал тестировал и провайдер «Акадо». В коммерческую эксплуатацию канал переведен не был, сообщил представитель «Акадо» Денис Рычка. «3D-контента для полноценного канала пока недостаточно, и спрос со стороны абонентов не очень большой, 3D-телевизоры есть пока у очень немногих», – объяснил он. Небольшое проникновение домашних 3D-телевизоров – одна из главных причин не очень высокого спроса на трехмерное ТВ, соглашаются и другие собеседники «Ведомостей».

У «НТВ плюс» 3D-канал входит в пакет каналов HD-качества, на этот пакет подписано около 40 000 абонентов, говорит Журавлев, из них 3D-телевизоры есть примерно в 8–10% домов (данные на весну этого года). По данным «Вымпелкома», телевизоры с поддержкой имеют 80% абонентов ТВ «Билайн», а с поддержкой 3D – 8%, треть пользователей планируют приобрести 3D-телевизоры в течение года, сообщила Айбашева. Судя по планам мировых производителей электроники, в течение трех лет в большинстве новых моделей телевизоров 3D будет встроено по умолчанию, указывает Журавлев.

За три квартала продажи телевизоров 3D выросли более чем в 10 раз (в натуральном выражении), говорит Антон Пантелеев, менеджер по связям с общественностью «М.видео». Покупательский спрос стабильно растет, продолжает он, доля телевизоров с функцией 3D уже достигает 35% от общих продаж категории ТВ. Средняя цена зависит от диагонали и варьируется от 26 000 руб. за 32 дюйма до 53 000 руб. за 46–47 дюймов. Модели больших диагоналей – более 60 дюймов – доходят в цене до 150 000 руб. и выше. С начала года средняя цена снизилась примерно на 10%, указывает Пантелеев. По данным российского подразделения Media-Saturn Russia, по сравнению с прошлым годом цены снизились прежде всего на модели с небольшой диагональю (на 25–30%), стоимость больших моделей осталась практически без изменений за счет добавления новых функций (например, Smart-TV).