Компьютер с чайником


В рейтинге крупнейших непубличных российских компаний Forbes за 2010 г. НКК – 25-я. Помимо OCS Distribution она контролирует сборщика компьютеров Aquarius и системного интегратора «Систематика». Долю дистрибуции в общей выручке НКК не раскрывает. Это 50–60%, говорит близкий к НКК источник, а оборот MT-Trade примерно в семь раз ниже, чем у OCS.

ООО «Национальная компьютерная корпорация»

IT-холдинг. акционер – Digimax ltd. (100%). Выручка (данные компании, 2010 г.) – 69,26 млрд руб.

Национальная компьютерная корпорация (НКК) сообщила, что установила контроль над дистрибутором бытовой техники MT-Trade. Полная сумма сделки составила $35 млн. Контрольный пакет MT-Trade приобрела «дочка» HKK – OCS Distribution, уточнили президенты OCS Максим Сорокин и MT-Group (бывший владелец MT-Trade) Сергей Моховиков.

До сих пор НКК работала исключительно с компьютерным оборудованием. Но на рынке IT-дистрибуции расти практически некуда, а покупка дистрибутора бытовой техники обеспечивает быстрый выход в новый сегмент рынка и диверсификацию бизнеса, объясняет представитель НКК Светлана Шканакина. Вдобавок рынки IT-продукции и бытовой техники смежные: у них часто общие каналы продаж, а многие производители, выпускающие IT-оборудование, поставляют и бытовую технику, отмечает она.

Покупка дистрибутора бытовой техники логична, компьютерная дистрибуция сжимается год от года, согласен президент «К-системс Ирбис» Эдуард Воронецкий. В 2011 г. его компания, ранее специализировавшаяся на сборке ПК, приступила к выпуску телевизоров, за ввоз которых в Россию в отличие от ПК взимается пошлина, рассказывает он. Каналы продаж IT-продукции и бытовой техники пересекаются не всегда, поэтому вместе c MT-Trade OCS приобрела новые каналы сбыта, считает Воронецкий.

Рентабельность дистрибуции и IT-оборудования, и бытовой техники сейчас не превышает 10%, говорит Моховиков. Она сравнима, соглашается представитель «Техносерва» Екатерина Андреева, но речь идет о выборе принципиальной стратегии развития. Кто-то из дистрибуторов идет в сторону корпоративных заказчиков и интеграции, а OCS разворачивает бизнес в сторону массового рынка, что укрепит ее позиции в розничных сетях, считает она.