Не до роскоши

Россия покинула десятку крупнейших потребителей товаров класса люкс: в прошлом году продажи вдвое отстали от прогноза – и в этом тоже практически не растут
Е.Буканова

Мировой рынок товаров класса люкс в 2011 г. вырастет на 10% – до рекордного 191 млрд евро, говорится в опубликованном вчера отчете консалтинговой компании Bain & Co. Автор исследования – партнер Bain & Co. Клаудия Д’Арпизио отмечает не просто восстановление рынка, а устойчивый рост спроса на одежду, аксессуары, обувь, ювелирные изделия, часы, парфюмерию и косметику. Докризисный уровень в 170 млрд евро рынок преодолел еще в 2010 г. (+13% к 2009 г.) благодаря оздоровлению мировой экономики, восстановлению потребительского спроса на ключевых рынках и активности китайских покупателей.

Все эти факторы продолжили работать и в этом году. В Китае продажи росли даже в кризис и по итогам года достигнут 12,9 млрд евро (+35%), а с учетом трат китайцев за рубежом (12–15 млрд) на жителей этой страны придется более 20% мирового рынка товаров люкс, отмечают аналитики Bain. После трех лет снижения начал расти даже японский рынок, подсчитала компания. Закрытие магазинов в Токио на две недели после мартовского землетрясения было компенсировано ростом продаж во втором полугодии.

Один из крупнейших производителей брендов класса люкс – LVMH вчера объявила, что ее продажи за девять месяцев выросли на 15% до 6 млрд евро, превысив консенсус-прогноз в 5,8 млрд.

А вот в России темпы роста рынка роскоши замедлились, следует из отчета Bain & Co. По предварительному прогнозу, выпущенному компанией этой весной, предполагалось, что его объем по итогам 2010 г. вырастет на 9% – и с этим результатом страна займет 10-ю позицию среди крупнейших рынков люксовых товаров. Однако, по уточненным данным, продажи предметов роскоши в России за прошлый год увеличились всего на 4% до 4,7 млрд евро (из них 3,5 млрд пришлось на Москву). В итоге Россия оказалась на 11-м месте, пропустив вперед Гонконг (4,8 млрд евро, +30% к 2009 г.).

Опрошенные «Ведомостями» производители люксовых марок не раскрывают свои продажи в России. Рынок растет с 2010 г., но докризисный уровень еще не превышен, считает коммерческий директор ЗАО «Крокус» Эмин Агаларов, ожидая в этом году роста рынка роскоши на 5–10%. «Мы не видим роста и не видим снижения спроса, – говорит вице-президент Mercury Алла Вербер. – Рынок нестабильный, все, что мы видим и читаем, политическая нестабильность не способствует росту рынка».

В этом году резкого изменения динамики не ожидается, отмечено в отчете Bain & Co.

Несмотря на нестабильность мировой экономики, рынок товаров класса люкc демонстрирует тенденции, далекие от кризиса, заключает Д’Арпизио: «Мы ожидаем, что результаты сектора будут лучше, чем в других категориях».