Энергия ветра и солнца

Некоторые страны Евросоюза поставили более амбициозную планку по использованию альтернативной энергетики, чем Еврокомиссия

Шведские амбиции

Швеция – в числе лидеров по использованию нетрадиционных источников энергии, отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА): «У страны есть долгая традиция реализации амбициозной и успешной политики по увеличению энергоэффективности».

По данным МЭА, доля альтернативных источников энергии в энергобалансе Швеции – самая высокая среди стран, 43%, а эмиссия CO2 на душу населения и долю ВВП – одна из самых низких в мире. По плану правительства страны к 2020 г. возобновляемые источники будут обеспечивать уже половину потребления электроэнергии.

Швеция начала выстраивать политику снижения зависимости от импорта нефти в 2006 г., когда это сырье обеспечивало 32% энергопотребления. Правительство поставило цель к 2020 г. снизить потребление нефти транспортом на 40–50%, промышленностью – на 25–40% и увеличить энергоэффективность на 20%. Запланировано, что к этому времени 75% новых домов будут использовать технологии с низким потреблением энергоресурсов, а весь транспорт должен стать полностью независим от импортного топлива к 2030 г., говорится в программе правительства.

Солнечная Германия

Германия – в числе стран – лидеров альтернативной энергетики. Сейчас в ФРГ доля альтернативных источников в производстве электроэнергии – 17%, к 2030 г. ее планируется увеличить до 30%, к 2050 г. – до 80–85%. Генерация электроэнергии с помощью ветра выросла в три раза с 2006 г., мощность этих установок позволяет сэкономить около 15 млн т топлива в нефтяном эквиваленте в год.

Страна переживает «солнечный бум»: насчитывается около 500 000 солнечных установок для производства электроэнергии и тепла и число желающих установить на свои дома солнечные батареи продолжает увеличиваться, поскольку это приносит экономическую отдачу. Сейчас государство финансирует до 70% стоимости оборудования домов солнечными батареями, у граждан также есть возможность продавать неиспользуемую энергию в общую сеть – продавец получает около 80 евроцентов за 1 кВт/ч.

В числе прогрессивных энергетических проектов – строительство первого в стране ветропарка Alpha Ventus в 45 км от острова Боркум: первый этап проекта был завершен в 2009 г., энергии сооружения хватает на обеспечение 50 000 домов. Следом началась работа над аналогичным проектом Arcadis Ost 1 в 18 км к северу от острова Рюген: он рассчитан уже на 280 000 домов. На сегодняшний день Федеральным агентством судоходства и гидрографии уже выданы разрешения на строительство еще 25 ветропарков в Северном и Балтийском морях.

Один из самых нашумевших проектов – Desertec стоимостью 400 млрд евро: гелиотермические станции с параболическими зеркалами планируется установить в пустыне Сахаре, а получаемый ими солнечный свет будет преобразовываться в тепловую энергию и отправляться по проводам в Европу. Срок реализации проекта – 10 лет. По расчетам, солнечные электростанции смогут обеспечить до 15% потребности всего Евросоюза.

Федеральное ведомство по охране окружающей среды ФРГ намерено стимулировать развитие альтернативных источников энергии во всех федеральных землях, и один из сценариев предполагает обмен энергией между территориями, чтобы сделать производство и потребление более эффективными. Так, у Баварии, в которой насчитывается самое большое количество солнечных батарей в ФРГ, образуется даже избыток энергии в ясные дни. Но пока это только идея: чтобы осуществлять энергообмен, предстоит модернизировать всю существующую инфраструктуру.

Правительство ФРГ делает ставку и на строительство геотермальных станций: сейчас в Кельне идет работа по созданию научно-исследовательского института, который будет реализовывать стратегию массового строительства таких станций по всей Европе.

«Зеленые сделки» на Альбионе

Энергостратегия правительства Великобритании констатирует, что зеленая экономика максимизирует стоимость и экономический рост. Зависимость страны от импорта топлива сейчас составляет 28%, но из-за сокращения собственной добычи и роста потребления она будет расти, предупреждает правительство: доля импортной нефти к 2020 г. может достигнуть 45–60%, газа – 70% при том, что пять лет назад Великобритания полностью обеспечивала свои газовые потребности за счет собственных ресурсов.

В условиях роста цен на сырье подобная импортосырьевая зависимость приводит к расточительности, признают британские чиновники. Зависимость от традиционного сырья дорого обходится: правительства потратили $57 млрд на субсидирование возобновляемых источников энергии в 2009 г., но сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке обошлось им в $342 млрд, подсчитали в МЭА.

Великобритания намерена увеличить долю возобновляемых источников энергии с нынешних 3,3 до 15% к 2020 г. Использование зеленых технологий проложит путь к процветанию экономики, сделает ее более устойчивой, снизит риски от конъюнктуры внешних рынков сырья, откроет возможности для инноваций и нового бизнеса, декларирует стратегия.

Для продвижения идеи энергосбережения правительство в этом году внедрило систему специальных кредитов под названием «зеленая сделка», благодаря которой домохозяйства могут проводить модернизацию систем энергопотребления.