На электромобиле в чистое будущее

Автопроизводители уверовали, что будущее – за электромобилями, и инвестируют миллиарды в их разработку. Альянс Renault-Nissan надеется занять лидирующие позиции на формирующемся рынке

Цель стать лидером в сегменте электромобилей глава альянса Карлос Гон поставил в начале 2011 г. Renault начала продажи первых серийных электрокаров лишь в этом году, к 2016 г. компания хочет выпустить 1,5 млн таких машин. Директор по стратегии региона «Евразия» Renault Максим Бонито объяснил «Ведомостям», на чем основан оптимизм компании.

– Почему вы считаете, что планы Renault относительно роста спроса на электромобили выполнимы, ведь сейчас совокупные продажи этих машин всех марок на порядок меньше?

– Основные факторы развития этого рынка – непрерывное усовершенствование технологии аккумуляторных батарей, растущая конкуренция стоимости владения автомобилями и истощение природных ресурсов топлива. Как считают эксперты, со временем цена нефти будет расти быстрее, чем цена электричества, делая тем самым электромобили все более конкурентоспособными.

– Как будет расти спрос на эти машины дальше, до 2020 г.?

– По нашим расчетам, к этому времени 10% всего автомобильного рынка будет приходиться на электромобили, а их доля в автомобильном парке достигнет 2–3%. Эту точку зрения разделяют многочисленные эксперты и участники автомобильного рынка. Она также соответствует тому, что было заявлено в различных федеральных планах европейских государств. Так, Франция рассчитывает, что к 2020 г. в стране будет 2 млн электромобилей, в Великобритании их количество должно вырасти до 1,7 млн, в Германии – до 1 млн.

Все участники авторынка готовятся к этому. Согласно исследованию Frost & Sullivan, к 2015 г. на рынке появятся более 75 различных моделей электрокаров более чем от 40 различных производителей. Альянс Renault-Nissan хотел бы стать первопроходцем в этой области. Инвестиции альянса в развитие электромобилей составляют 4 млрд евро, этот проект является для нас стратегически важным. Мы считаем, что будущее – за автомобилями с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу. Мы хотели бы способствовать развитию у людей экологического мышления, чтобы в итоге сделать нашу планету более чистой.

– Когда, на ваш взгляд, производство электромобилей перестанет нуждаться в поддержке со стороны государства? Что для этого должно произойти?

– Мы стараемся сделать так, чтобы цены на наши электромобили были бы на том же уровне, что и цены на машины с двигателями внутреннего сгорания. Это станет возможным благодаря, во-первых, влиянию на цены комплектующих со стороны всех участников рынка, с другой – благодаря увеличению объема продаж, реализованных альянсом. Учитывая наш европейский опыт, понадобится примерно пять лет субсидий от государства, чтобы сделать электрокары рентабельными. Объем этих субсидий в течение нескольких лет может при этом быть разным, но государственное финансирование, безусловно, представляется нам необходимым до того момента, пока продажи не достигнут миллиона единиц в год.

– Электромобили не делают вредных выбросов, но их делают электростанции, от которых они получают электроэнергию. Действительно ли широкое распространение электромобилей способно улучшить экологическую ситуацию, особенно в странах, где львиную долю электричества вырабатывают тепловые электростанции?

– В тех странах, где электричество можно производить с использованием возобновляемых источников энергии, электромобиль сразу будет являться частью подлинного цикла с нулевыми выбросами. Автопроизводители не управляют производством электроэнергии, но они могут делать полностью электрифицированные автомобили, а развитие энергетики на возобновляемых источниках будет идти параллельно.

Даже если электричество выработано на угольной электростанции, выбросы в расчете на один автомобиль все равно меньше, чем выбросы автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Более того, электротранспорт будет потреблять самое малое количество электричества – менее 0,3% от всего потребления электроэнергии в 2020 г. А к 2020 г. Европа планирует производить 20% электричества из возобновляемых источников. Наконец, у электромобилей есть ряд других экологических и социальных преимуществ: отсутствие выбросов оксидов азота, полная бесшумность.

– Есть ли у Renault планы продавать электромобили в России?

– Цель Renault в России – не показать клиентам наши достижения, а дать им готовый продукт, адаптированный к климатическим и дорожным условиям, т. е. сделать его массовым и доступным. Речь идет о продукте, который в долгосрочной основе требует наличия развитой инфраструктуры, а также должен быть доступным по цене и стоимости эксплуатации. Необходимо, таким образом, вначале озаботиться развитием такой инфраструктуры. Поскольку наша цель – долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество, в настоящий момент мы изучаем особенности российского рынка и обсуждаем вопрос с потенциальными партнерами. Второе, не менее важное условие развития электромобилей, – это наличие государственной поддержки для стимулирования покупки.

– Кто, на ваш взгляд, должен заниматься созданием инфраструктуры для автомобилей? Действительно ли здесь не обойтись без поддержки государства?

– Экологичный транспорт – одно из ключевых направлений стратегии развития российского автопрома до 2020 г. Наличие средств поддержки на федеральном уровне, с тем чтобы развить инфраструктуру и стимулировать покупку, представляется на данном этапе необходимым. Речь идет о снижении налогов на импорт и субсидии клиентам при покупке электромобилей – все это сделает такие машины доступными для каждого.