Шоу Zarkana: Цирк дю Солей обосновался в Кремле

Для московских гастролей шоу «Заркана» канадского Цирка дю Солей выбран Государственный Кремлевский дворец (ГКД). Цирку в Кремле хорошо
А.Махонин

Москвичи постепенно привыкают к загадочным названиям репертуара Цирка дю Солей – самого знаменитого цирка мира. «Варекаи», «Кортео», «Салтимбанко» и вот теперь «Заркана». На прежних гастролях цирк выстраивал шапито в Лужниках. Но для «Зарканы», как уверяет пресс-релиз к российской премьере, подходят только два зала в мире – нью-йоркский «Радио-сити мюзик-холл» и московский ГКД. Англоязычная «Википедия» уточняет, что шоу уже побывало в Мадриде, а в будущем «Заркану» дождутся и другие города.

У представлений Цирка дю Солей всегда есть сюжет. Название «Заркана» родилось от слов bizarre и arcane: «Причудливая тайна» повествует о маге Зарке, который возвращается в заброшенный театр, где когда-то прославился. Он хочет воссоздать свое шоу, но ничего не получается – его магический дар пропал вместе с исчезновением Лии, его ассистентки и возлюбленной. Духи заброшенного театра по мере сил помогают и мешают Зарку, но хеппи-энд неизбежен. Влюбленные, как водится, поют – пока Зарк бродит по земле, Лия томится в плену фантастического медальона-цветка, который распускается на самой верхотуре. Право голоса здесь имеют белые клоуны (их целая группа), и во время антракта они идут в народ – развлекать и фотографировать.

Говорят в Цирке Солнца на комическом театральном эсперанто, специально выдуманной тарабарщине. В компании работают артисты со всего мира, «а там на четверть бывший наш народ»: из 75 артистов «Зарканы» около 20 – из бывшего СССР. Создание Ги Лалибертена – выставка достижений циркового хозяйства, собиратель цирковых сливок, венец карьеры для артиста. Здесь осознают, что удивительные возможности человеческого тела все-таки не безграничны, и потому уделяют огромное внимание оформлению, гриму, костюму, цвету. Цирк дю Солей вообще и «Заркана» особенно – не только смотр достижений акробатики, но и выставка невиданных технологий, фантастических видеопроекций (тут и космос, куда улетел клоун из пушки, и вальс цветов, и чрево зловещего бесперебойно работающего механизма), сделанных с помощью инфракрасных камер, реагирующих на движения артиста.

Вполне традиционный «Воздушный полет» подан в антураже вселенской паутины. «Смертельное колесо» (вращающаяся конструкция наподобие песочных часов, где акробаты разгуливают «в открытом космосе») предстает как часть гигантских часов. В какой-то момент артисты бегут по крутящемуся колесу вслепую и прыгают через скакалку. Большинство цирковых жанров узнаваемы: «русская палка», полет на воздушных ремнях, антиподисты на свободной лестнице (этот номер, исполненный китайцами, по-китайски запредельно труден), «венское колесо». Но встречаются и оригинальные вроде жонгляжа огромными флагами или рисования на песке.

Вступление отдано на откуп фантастическому жонгляжу, при котором мячики в руках артистки отбивают чечеточные ритмы вместе с хозяйкой, следуют за ней вверх и вниз по лестнице или, отскакивая рикошетом от разных поверхностей, послушно возвращаются в руки. А самый артистичный и волнующий номер – у «человека-змеи» (правильнее было обозначить для него отдельный жанр – человек-веревка, чье тело буквально струится во время силовых элементов). «Веревкой» оказался Анатолий Залевский, родившийся там, где венчался Бальзак. Залевский не сразу поступил в цирковое училище, нелегко пробивался на арены, но сделал в итоге фантастическую карьеру.

Покидаешь «Заркану» с двояким чувством: с одной стороны, никакие технологии не заменят артистическую уникальность; с другой – все больше и больше подсаживаясь на великолепие «солнечных» шоу, наша публика уже не будет довольствоваться традиционными программами отечественных цирков.