Конъюнктура: У бензинового камня


В этом году бензиновой теме огоньку добавил предвыборный мораторий, который, по слухам, вроде бы может продлиться до другой политической даты – инаугурации президента. Которая, впрочем, не за горами. Значит, скоро возникнет вопрос, что же делать дальше. И он не так и прост для власти, потому что любой выбор чреват серьезными издержками.

Поиск причин удорожания бензина давно уже напоминает известное произведение Некрасова, где каждая сторона с успехом находила аргументы в защиту своего бедственного положения, которое со стороны казалось совершенно безоблачным. При этом и позиция государства, и позиция крупных нефтяных компаний, и позиция критиков и тех и других определенные бреши в аргументации все же содержит. Но главный вопрос сегодня в том, как госрегуляторы будут решать проблему дорожающего топлива.

Пути у государства сродни былинному богатырю. Видятся три основные дорожки. Первая: пытаться удержать ситуацию в режиме ручного управления, используя моратории, запретительные пошлины или другие формы удержания цен. Заодно обвиняя нефтяные компании в том, что они нехорошие «жирные коты», не желающие войти в положение потребителей. Это не сработает. Вертикально-интегрированные нефтяные компании в крайнем случае просто сократят объем переработки и продажи на внутреннем рынке. У крупных компаний всегда есть альтернатива хотя бы в виде экспорта сырой нефти, особенно при нынешних ценах на нее. Правительство пытается ограничить число заправок, принадлежащих крупным компаниям, но на самом деле в подавляющем большинстве регионов оно и сейчас не больше 50%. Так что проблема в доступе к независимой переработке, а это санкциями не решается.

Второй путь – снижать акцизы. Но пока мы видим обратную тенденцию. В январе они были увеличены примерно на 30%. С 1 июля будет еще одно повышение – менее масштабное, но все же. ФАС обещала поправки в Налоговый кодекс, снижающие акцизы на бензин в РФ при росте мировых цен на нефть. И тут же против выступили Минфин и Минэкономразвития с понятным опасением – сократятся бюджетные доходы. Дилемма простая: либо выпадающие из бюджета доходы и злые бюджетники. Либо рост цен на топливо и злые горожане, часто пользующиеся автотранспортом.

Третий путь – самый радикальный. Начать дробить вертикально-интегрированные компании и создавать действительно независимую переработку. Она в стране есть лишь формально. Оценка мощностей независимых переработчиков различна, но даже максимальные цифры дают не более 5% от общероссийского объема. Но пока государство предпочитает штрафы. Еще три года назад глава ФАС называл первую волну дел русcким делом Standard Oil, хотя оно, как известно, кончилось дроблением компаний. Однако и этот путь выглядит непростым. Неизбежен вопрос, откуда возьмутся новые инвесторы, способные модернизировать крупные заводы. В общем, новому кабинету скучать явно не придется.