Из «Арабеллы» могут сделать VIP-корабль

Завод госхолдинга «Ак барс» купил и модернизирует теплоход «Арабелла», спасший в июле прошлого года более 70 пассажиров затонувшей «Булгарии». Это имиджевая покупка для татарстанского правительства, считают эксперты

Сумму сделки стороны не раскрывают. Бывший директор Казанского речного порта Рашид Сафин считает, что «нормальная стоимость для корабля – 130–140 млн руб.». У директора казанского филиала БКС Руслана Фатыхова аналогичная оценка: «Учитывая, что теплоход уже не новый и потребуются значительные ресурсы для переоборудования, сумма сделки могла составить $4–5 млн (120–150 млн руб.)».

Корабль-спаситель. 10 июля 2011 г.

В Куйбышевском водохранилище, близ села Сюкеево Камско-Устьинского района РТ, потерпел крушение пассажирский теплоход «Булгария». Проходивший мимо теплоход «Арабелла» под управлением капитана Романа Лизалина подобрал с тонущего корабля 77 человек. Утонуло 122 человека. Лизалин получил медаль «За содружество во имя спасения».

ОАО «Холдинговая компания «Ак барс»

Управляет группой промышленных, строительных, сельскохозяйственных, пищевых, транспортных и торговых предприятий РТ. Крупнейшие акционеры: ООО «Торговый дом «Ак барс» (46,22%), Минземимущество РТ (28,05%). Финансовые показатели (данные консолидированной отчетности, 2010 г.): выручка – 30,2 млрд руб., чистая прибыль – 411 млн руб.

Зеленодольский завод им. Горького, вхо­дящий в правитель­ствен­ный (Татар­ста­на) холдинг «Ак барс», в ян­ва­ре купил «Арабеллу» у турфирмы «Адмирал», сейчас оформляется акт передачи и приемки, рассказал «Ведомостям» начальник отдела организационной работы завода Рафис Фатыхов. На сайте завода размещено техзадание на разработку проекта модернизации: «Арабелла» должна стать судном повышенной комфортности. На нем поменяют двигатели, разместят VIP-каюты, два ресторана, лифты, русскую и турецкую бани, бассейн, тренажерный зал, проведут телефонную связь и интернет. Экипаж корабля тот же, капитан – прославившийся прошлым летом Роман Лизалин (см. врез).

«Арабелла» – речной круизный теплоход типа «Родина» (проект 588-РК), построен на немецкой верфи Висмара – VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в 1955 г. Длина – 95,8 м, ширина – 14,3 м, высота – 16,7 м. Скорость – 23,7 км/ч, рассчитан на 150 пассажиров. Эксплуатировался в бассейне Волги. В 2002–2003 гг. прошел полную реконструкцию, в 2010 г. ремонтировался на Чистопольском судоремонтном заводе.

Заместитель директора по туризму ООО «Адмирал» Евгения Казакова подтвердила факт продажи «Арабеллы» и отметила, что корабль находился в хорошем состоянии. «Однако в свете событий прошлого года многие туристы отказываются от водных поездок, и даже с учетом повышенного интереса к «Арабелле» мы посчитали, что корабль не получит загрузки в этом сезоне», – сказала она.

Зеленодольский завод прежде не занимался постройкой пассажирских судов. Он строит сухогрузы типа «река – море», средние и малые суда, корабли для ВМФ. Компания также планирует получить заказы на новый проект пассажирского судна А 145.

Представители завода и «Ак барса» не говорят, для чего холдинг купил корабль.

По мнению Казаковой, «Арабелла» останется в корпоративном пользовании руководства холдинга и, возможно, правительства республики. «Арабелла» стала определенным символом для правительства», – говорит она. Казакова также не исключает, что судно предоставят гостям Универсиады. С ней согласился Сафин: «У них [«Ак барс холдинга»] бизнес и так поставлен на широкую ногу, вряд ли судно будут использовать в туристических целях. Скорее всего, это будет для высокопоставленных лиц». Преподаватель Волжской государственной академии водного транспорта Александр Власенко слышал, что к покупке имеет отношение управление по делам президента РТ.

Официальных предложений по использованию «Арабеллы» в исполнительную дирекцию Универсиады «Казань 2013» не поступало, сообщил ее гендиректор Владимир Леонов. Однако, по его словам, на время подготовки и проведения Универсиады необходимо разместить около 23 000 человек и часть клиентских групп планируется поселить на теплоходах, которые специально будут транспортированы и зафрахтованы в речном порту Казани.