Скорость создания бизнеса в сфере высоких технологий многократно выросла

Раньше предприниматели сферы высоких технологий тратили минимум два года на создание продукта, наем персонала и поиск рынка сбыта для своей продукции или услуги. А сегодня весь процесс занимает несколько месяцев. Основатели быстро тестируют на рынке самые разные идеи, пока наконец не находят наиболее привлекательную

Предприниматель Кевин Сайстром сначала создал так называемый сайт для отметок. На такие сайты пользователи заходят, чтобы зарегистрироваться и сообщить другим пользователям о месте своего нахождения в данный момент (это может быть ресторан, кафе, парк, магазин). Спустя некоторое время сайт преобразовался в сервис для хранения фотографий и видеофайлов.

28-летний Сайстром открыл компанию два года назад: хотел придать новое звучание идее виртуальной регистрации в разных местах. По его замыслу пользователи должны были регистрироваться через смартфон, а потом передавать информацию в одну из социальных сетей. Компания, которую он назвал Burbn Inc., позволяла людям передавать через свои телефоны послания, которые могли бы прочитать другие пользователи, оказавшиеся в этом же месте.

Через несколько месяцев идея изменилась. Сайстрому понравилась концепция мобильного приложения, с помощью которого пользователи могли бы фотографировать разные объекты, ретушировать и видоизменять их, а потом посылать другим пользователям. Это приложение он назвал Instagram. В апреле нынешнего года Сайстром и его партнер продали свою компанию Facebook за $1 млрд.

Сайстром – типичный представитель новой породы предпринимателей. Это молодые люди от 20 до 30 лет, которые, фигурально выражаясь, вертятся как волчки, пробуя то одну, то другую идею, быстро избавляются от неудачных проектов и тут же хватаются за новые. Их компании существуют в основном в интернет-сфере или в секторе мобильных приложений, где работать вхолостую с компьютерными программами относительно легко и дешево, а новые продукты создаются очень быстро.

Волчки в цене

Такие слова, как pivot (волчок) или близкое по значению iterate (повторять, возобновлять), использовались в Кремниевой долине уже несколько лет. Часто это была вежливая и мягкая форма для описания чужих ошибок. Но в последние месяцы общество так очаровано предпринимателями из молодых высокотехнологичных компаний, что эти слова приобрели новый смысл. Просто удивительно, как некоторые предприниматели умудрились договориться о финансировании своих проектов, в то время как их бизнес-планы на ходу претерпевали огромные изменения.

Бен Хоровитц из венчурной компании Andreessen Horowitz три раза использовал выражение «волчок» в блоге, насчитывающем всего 800 слов. В блоге Хоровитц рассуждал об инвестициях, которые его компания внесла в такие фирмы, как Burbn Inc.

Инвесторы считают, что основатели молодых высокотехнологичных компаний, которые «вертятся волчком», более опытны и гораздо меньше боятся поражений, чем все предыдущие поколения предпринимателей в сфере высоких технологий. «Вы «прокручиваетесь» столько раз, сколько сможете, и настолько быстро, насколько сможете. Пока у вас не заканчиваются деньги», – говорит Эван Куо, 27-летний выпускник инженерного факультета Калифорнийского университета в Беркли. Он сейчас работает над созданием сайта, который назвал Curios.me. Это уже второй его проект.

Опытные дети

Патрик Чанг, партнер венчурной компании New Enterprise Associates в Менло-Парк (штат Калифорния), говорит: то, что раньше он считал «провальными посевными инвестициями», сейчас он называет экспериментальными проектами. И все чаще поддерживает такие проекты. Только два месяца назад New Enterprise Associates создала в Гарвардском университете экспериментальный фонд, который будет инвестировать в новые компании на самой ранней стадии их развития в Бостоне и его округе.

Конечно, многие молодые предприниматели совершают ошибки, но одновременно они учатся и приобретают опыт. А это увеличивает их шансы на то, что следующая идея преуспеет, считают инвесторы. Вслед за Куо Чанг повторяет: если идея одного стартапа провалилась, то «не стоит поджимать хвост и убегать. Можно придумать что-то еще».

В бизнес-инкубаторе для высокотехнологичных фирм Y Combinator (в среднем преуспевают не более 3% фирм, находящихся в инкубаторе) начинающие компании так часто меняют рынки и продукты, что в конце концов продукт, с которым они выходят из инкубатора, оказывается бесконечно далек от первоначальной идеи их бизнеса, рассказывает основатель инкубатора Пол Грэм. Происходящее натолкнуло Грэма на идею запустить специальный проект, рассчитанный на предпринимателей, у которых еще не сложилась окончательная идея бизнеса. Проект стартует этим летом в Кремниевой долине.

Способность быстро оправиться после кажущегося провала считается одним из ключевых качеств новой породы предпринимателей. Взять хотя бы Куо. Его компания находилась в бизнес-инкубаторе для высокотехнологичных фирм 500 Startups, когда он основал сайт-сообщество фанатов социальной сети Facebook, который он назвал CrowdRally. У сайта было 40 млн посетителей. Тем не менее Куо решил закрыть его после того, как ему позвонили юристы из Facebook. Сама Facebook подтверждает: юристы компании действительно посчитали некоторые действия CrowdRally неправомерными, однако компания сайт не закрывала.

Сохраняя ту же команду, Куо растянул $150 000, которые 500 Startups вложил в CrowdRally, на 8 месяцев. Все это время он экспериментировал. Он протестировал целый ряд идей, прежде чем решил создать сайт вопросов и ответов для студентов колледжей Quora.com. Этот сайт был прототипом его нынешнего сайта Curios.me. Он создал его за четыре недели, запустил, получил отзывы студентов, а потом представил идею в качестве проекта своей будущей компании венчурной фирме New Enterprise.