Дело в кустах

Владельцы международного аэропорта «Казань» (МАК) не могут обеспечить его безопасность по всем правилам, пока не закончат реконструкцию перед Универсиадой-2013

Вчера транспортная прокуратура Татарстана сообщила о возбуждении в отношении руководства МАКа дела об административном правонарушении по ст. 11.3.1 ч. 1 КоАП РФ за невыполнение правил авиационной безопасности.

Во время плановой проверки прокурорские работники обнаружили огражденную автостоянку в непосредственной близости от здания терминала № 2. А по нормам вокруг терминала обязательна 50-метровая зона безопасности, где запрещена стоянка автотранспорта. На территорию аэропорта можно заехать по пропускам, образцы которых администрация МАКа не утверждала; информация с системы видеонаблюдения и видеозаписи в терминале хранится менее одного месяца. Между терминалом и гостиницей на территории аэропорта растет кустарник, что также запрещено. Прокуратура заявляет, что нарушения чреваты «совершением противоправных действий», угрожающих «безопасной деятельности в области авиации» и здоровью граждан и даже могущих «привести к захвату и угону воздушного судна».

Прокуратура внесла гендиректору МАКа Алексею Старостину представление с требованием устранить нарушения.

В мае прокуратура уже возбуждала административное дело и направляла Старостину представление об устранении нарушения: периметр аэропорта оказался не оборудован инженерно-техническими системами для предотвращения несанкционированного проникновения на его территорию и на аэродром людей и транспорта.

Старостин вчера не отвечал на звонки. Пресс-секретарь МАКа Регина Юнусова обещает, что «все замечания будут незамедлительно исправлены в установленные законом сроки». На вопрос, какой конкретно срок предписывает прокуратура, она ответить не смогла.

Представитель транспортной прокуратуры Евгений Дикарев сообщил, что устранение нарушений в МАКе на особом контроле его ведомства, но срок тоже не назвал.

«Прокуратура должна понимать, что сейчас идет полная реконструкция аэродрома, часть ее – установление нового километрового забора. Это просто вопрос времени – до конца года он будет установлен в полном соответствии», – говорит представитель Bulgarian Aviation Group (вместе с Республикой Татарстан владеет ЗАО «Татавиа», которому принадлежит 100% минус 2 акции аэропорта). «Основные претензии прокуратуры связаны со стоянкой, которая располагается не совсем в положенном месте. Сейчас это устранить невозможно в связи с реконструкцией аэропорта», – сказал «Ведомостям» чиновник республиканского минтранса.

Реконструкция МАКа началась два года назад. По плану работы должны завершиться за год до Универсиады, т. е. в июле 2012 г. Однако в марте премьер-министр РТ Ильдар Халиков сообщил, что реконструкция (в том числе взлетно-посадочной полосы) закончится в мае 2013 г.

В аэропорту также строится новый терминал. Bulgarian Aviation Group вложила в модернизацию аэропорта 1 млрд руб. и обещает еще столько же.

«Как ни удивительно, но правы обе стороны. Прокуратура использует исключительно формальный подход, и не она устанавливает нормативные требования, поэтому предъявлять ей претензии бессмысленно», – говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Штрафы за нарушение норм авиационной безопасности символические (за некоторыми исключениями – такими как доставка на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, не прошедших досмотра): должностным лицам – от 1000 до 2500 руб., юридическим лицам – от 2000 до 5000 руб.